Евротуннель

7Хотите промчаться на поезде в 40 м под морским дном? Пожалуйста! С 1994 г. возможно и такое. Именно тогда открылся туннель, соединивший городок Черитон в графстве Кент с французским городом Сангатт. По этому туннелю курсируют пассажирские поезда. Они следуют со скоростью около 160 км/ч, осуществляя сообщение между островом Великобритания и материковой частью Европы. Протяженность туннеля составляет 50 км, из них 39 км проложено под дном моря. Поездка длится 35 минут. После открытия Евро-туннеля все путешествие из Лондона в Париж занимает не более 3 часов. Туннель состоит из трех отдельных труб-туннелей — двух основных, предназначенных для движения поездов (в обоих случаях здесь проложены одноколейные рельсовые пути) и расположенного посредине небольшого служебного туннеля. Последний используется для профилактических работ (передвигаясь по нему, ремонтники добираются до места повреждения основного туннеля), а также для обеспечения безопасности движения (специальные воздуховоды компенсируют перепад давления, возникающий при движении поезда, ведь мчащийся состав оставляет за собой разреженный воздух). В случае опасности по этому служебному туннелю можно эвакуировать пассажиров, здесь же будут передвигаться отряды спасателей.

ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ

Еще в XVIII в. впервые заговорили о строительстве подземного туннеля, который свяжет остров Великобритания с Францией. В 1798 г. французский инженер Альбер Матье-Фавье разработал вполне конкретный проект. Однако проект так и не был осуществлен из-за враждебных отношений, сложившихся в то время между обеими странами.

Лет через тридцать пять эту идею подхватил горный инженер Томе де Гамон (1807-1876). Он планировал построить туннель и проложить в нем два железнодорожных пути. В 1871 г. вместе с англичанином Уильямом Лоу (1814-1886) он представил правительствам Англии и Франции план строительства, который, действительно, был одобрен. Семь лет спустя началась прокладка туннеля в районе города Сангатт. Однако в траншею сразу же стала просачиваться вода, и вскоре работы пришлось приостановить. Лишь в 1957 г. вновь вспомнили о давних планах сооружения туннеля под Ла-Маншем. Созданная тогда комиссия согласилась, наконец, возобновить работы. Произошло это в 1973 г., но уже через два года строительство опять было прекращено — на этот раз из-за нехватки средств. После этой неудачи решено было привлечь к финансированию частный консорциум, который по окончании работ занялся бы эксплуатацией туннеля. Это и было сделано в 1986 г.

НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА

На протяжении двух столетий предлагались различные планы прокладки туннеля и шла подготовка к его сооружению. По сравнению с этим строительные работы велись достаточно быстро. Первого декабря 1987 г. в землю вонзилась первая лопата, а всего через 3 года бригады рабочих, которые, продвигаясь навстречу друг другу, прокладывали туннель со стороны Англии и Франции, встретились в намеченной точке. На строительстве Евро-туннеля использовались специально разработанные проходческие щиты, у которых буровая головка достигала в поперечнике ширины траншеи; кроме того, эти машины убирали срезанный грунт и укрепляли стены туннеля бетонными сегментами. Теперь работы велись глубже, чем 100 лет назад, — в водонепроницаемой толще меловых пород, а потому можно было надеться, что воде не удастся просочиться сюда. Наконец, после 7 лет строительства два главных туннеля были сооружены. В этом грандиозном проекте принимали участие 1,5 тыс. человек. Шестого мая 1994 г. французский президент Франсуа Миттеран (1916-1996) и английская королева Елизавета II (родилась в 1926 г.) открыли новый транспортный путь.

КОНСТРУКЦИИ

Финансирование проекта осуществлялось за счет частных инвесторов. С этой целью был основан холдинг, который занимался получением банковских кредитов и продажей акций. В общей сложности благодаря этому холдингу к финансированию Евротуннеля было привлечено свыше двухсот банков. Примерно пятую часть всех необходимых средств удалось получить путем продажи акций. Одно время казалось, что и эта попытка строительства туннеля будет обречена на провал — тем более, что сами строители выбились из графика. Толща меловых отложений, сквозь которые пробивались проходческие щиты, время от времени прерывалась водоносными слоями известняка, что затрудняло ведение работ.

И все-таки сооружение туннеля было завершено в намеченные сроки. Однако расходы превысили первоначальную смету почти в 2 раза. Общая стоимость проекта, включая стоимость рельсов и поездов, составила 13 млрд евро. Таким образом, Евротуннель стал самым дорогим строительным проектом, осуществлявшимся когда-либо на средства частных инвесторов. Покрыть свои расходы упомянутый консорциум мог лишь за счет интенсивного развития железнодорожных перевозок между Англией и Францией.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТУННЕЛЯ

Сегодня по Евротуннелю курсируют поезда разного типа. Высокоскоростные пассажирские экспрессы совершают поездки между Лондоном и Парижем. Челночные поезда «Шаттл» перевозят под Ла-Маншем автобусы, автофургоны и легковые автомобили, причем водители и пассажиры все это время остаются в своих машинах. Эти поезда курсируют лишь по Евротуннелю. Грузовики доставляют на челночных поездах другого типа, с открытыми вагонами; в них предусмотрен также отдельный вагон, в котором едут сами водители. Наконец, по Евротуннелю осуществляется движение и настоящих грузовых поездов; они транспортируют различные контейнеры и грузы.

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru