Марсельский блок

23Крупнопанельное строительство пользуется сомнительной славой. Внешний вид зданий, возведенных подобным методом, кажется безвкусным, скорее отталкивает, чем привлекает. Однако многим людям нравится жить в таких домах. Всё рядом, любые магазины, службы быта. В просторных скверах и двориках, затерявшихся между высотными зданиями, приятно бывает отдохнуть.

Когда знаменитый швейцарский архитектор Ле Корбюзье (1887-1965) приступал к строительству жилого дома в Марселе (Unite de Habitation, Марсельский блок), он вовсе не рассчитывал получить какой-нибудь приз за красоту. Проектируя здание, он думал о другом — о том, как должен выглядеть идеальный город будущего. Само название — Unite — подсказывает, что здесь, внутри одного дома, можно встретить все, что только может быть в целом жилом квартале. Ле Корбюзье любил также говорить о «вертикальном городе».

Порой он даже использовал иной, не слишком привлекательный термин — «жилая машина», подчеркивая, что здесь, в семнадцатиэтажной высотке, предусмотрено все, что нужно ее жителям.

ИДЕЯ

Еще в начале XX в. архитекторов, входивших в объединение «Новая вещественность», увлекал вопрос, каким должно быть жилье, достойное современного человека. «Увеличивайте окна, экономьте жилую площадь», — призывал руководитель школы «Баухауз» Вальтер Гропиус (1883-1969). Прежде города напоминали каменные пустыни, а дома изобиловали архитектурными украшениями. Всё это должно уйти в прошлое. В зданиях будут царить свет и воздух. Многочисленные магазины, кафе, комнаты отдыха помогут людям познакомиться и сдружиться.

Проблема «города будущего» всегда волновала Шарля Эдуара Жаннере, который избрал для себя псевдоним Ле Корбюзье. Он был убежден, что города давно омертвели, перестали выполнять свое назначение. Их архитектура превратилась в какую-то «…кашу, которую невозможно переварить». Всё в городе, полагал Ле Корбюзье, должно быть строго функционально. Не квартиры, говорил он, являются продолжением улиц, а зеленые дворики — продолжением квартир. Он был ярым сторонником сооружения высотных зданий, ведь это позволяло значительно экономить площадь, отводимую под застройку, а сами жилые дома возводить не слишком далеко от центра города.

Читайте также:  Обсерватория в Джайпуре

Эти здания он любил устанавливать на фундаментальных сваях — так называемых «Pilotis», чтобы держаться подальше «от сырости земли», а еще потому, что теперь прямо под жилыми постройками можно было прокладывать транспортные пути. Следовало позаботиться и об инфраструктуре: все необходимое должно быть рядом — лучше всего, в самом доме.

ЗДАНИЕ

Угловатое, массивное здание Unite de Habitation выглядит прообразом всех крупнопанельных высотных домов. Его размеры таковы: длина — 138 м, ширина — 25 м и высота — 56 м. Здание насчитывает 17 этажей и возведено на громоздких бетонных сваях. Под ними предусмотрены места для парковки машин. Фасад из неоштукатуренного бетона расчленен сплошными линиями балконов и лоджий. Лишь узкий северный торец здания выглядит монолитным. Основу конструкции составляет несущий стальной каркас. Ле Корбюзье отказался от принципа несущих стен, чтобы ничто не мешало ему проектировать квартиры по своему усмотрению. Несущие части фасада также не вписывались в его концепцию, поскольку он хотел увеличить площадь, занимаемую окнами. В больших городах человек часто чувствует себя потерянным, одиноким. Стремясь оберечь жильцов дома от мрачного настроения, архитектор предусмотрел на первом этаже просторный холл, в котором всех посетителей ждал портье. Отсюда они поднимались на лифтах на нужный им этаж.

Квартиры в доме удивляют своим разнообразием. В общей сложности здесь предусмотрено 23 типа различных жилых помещений — от холостяцких владений до огромных апартаментов, рассчитанных на большую семью. Но всех их объединяет одна общая черта — они занимают два этажа. Иными словами: лишь на каждом третьем этаже имеется коридор, в который выходят двери жилых комнат, а этажом выше или ниже квартиры охватывают всю ширину здания.

Читайте также:  Замок Нойшванштайн

Итак, в любой квартире — две лоджии: одна выходит на восток, другая — на запад, одна — с видом на море, другая — на Альпы. С одной стороны располагается жилая комната высотой в два этажа (4,88 м); во всю ширину — 3,66 м — она застеклена. Обстановка в квартирах была для того времени очень комфортабельной и современной. Здесь предусмотрены встроенные шкафы и кухня со встроенным оборудованием, а также ванна и душевая кабина, опять же встроенная в стену. С помощью раздвижных перегородок большие квартиры легко перепланировать по своему вкусу. Седьмой и восьмой этаж здания занимает торговая линия; здесь находятся крохотные магазинчики, гастроном, аптека, почта, парикмахерская, прачечная и даже небольшой отель, насчитывающий 18 номеров. На семнадцатом этаже, прямо под крышей дома, располагаются детский сад и ясли.

Ле Корбюзье любил устраивать террасы на плоской крыше зданий. Здесь, в Марсельском блоке, он соорудил настоящий парк развлечений. Для детей предусмотрены игровая площадка и бассейн, где они могут плескаться. Для взрослых имеются небольшой спортзал, бар, открытая эстрада, дорожка для занятий бегом (ее длина -300 м), солярий и обзорная площадка. Между этими помещениями расположены вентиляционные шахты и дымовые трубы. Последние, по замыслу Ле Корбюзье, напоминают трубы парохода, бороздящего океан. Ему хотелось, чтобы, выбравшись на крышу, жильцы почувствовали себя пассажирами роскошного лайнера.

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru