Мечеть Селимие в Эдирне

31Синан (около 1489-1588) — самый известный зодчий Османской империи. В возрасте восьмидесяти лет он возвел мечеть в Эдирне (бывший Адрианополь) для султана Селима II (1524-1574). Эта работа стала вершиной его долгой, блистательной деятельности, трудом всей его жизни и в то же время величайшим достижением османской архитектуры. В ее истории мечеть Селимие занимает то же место, что и Парфенон — в истории античного храмового зодчества.

АРХИТЕКТОР

Коджа Мимар Синан (Великий архитектор Синан) родился близ Кесарии, в Анатолии, в греческой православной семье. Полагают, что его настоящее имя было Иосиф. В юности он попал под рекрутский набор и был зачислен в войско янычаров, личную гвардию султана. Он обратился в мусульманскую веру, получил новое имя -Синан и принял участие в нескольких военных походах, во время которых использовались также его технические знания и способности. В частности, он занимался сооружением кораблей и мостов. В 1539 г., после смерти главного имперского архитектора, он был назначен на эту должность. Всего за свою жизнь он возвел свыше 80 больших мечетей и 50 маленьких мечетей, более 50 медресе и 35 дворцов; он строил также школы, караван-сараи, мавзолеи, бани, кухни и приюты для бедных, госпитали, акведуки, мосты и даже складские помещения.

В османском зодчестве традиционные исламские элементы соединяются с достижениями покоренной турками Византии. Как правило, до этого мечети состояли из нескольких отдельных помещений, примыкавших друг к другу; они были увенчаны небольшими куполами и украшены многочисленными колоннами. Теперь же в архитектуре Османской империи — под влиянием собора святой Софии (Айя-София) — возобладала другая тенденция. Здесь стали отдавать предпочтение центральному купольному зданию. Постепенно несущие стены становились все тоньше, а помещения переходили одно в другое.

Синан довел эту тенденцию до совершенства. Он гармонично сочетал традиционные элементы с новыми, заимствованными.

С каждой новой мечетью ему все искуснее удавалось соединять в одно целое главное помещение с боковыми, увенчивая их одним большим куполом. Размеры купола все увеличивались, а минареты, окружавшие снаружи мечеть, становились все изящнее. Количество окон возрастало, потому что в архитектуре Синана свет играл важную роль. Он стремился к тому, чтобы здание, сооруженное им, было залито яркими лучами солнца.

Шедевры Синана — мечети Сулеймание в Стамбуле (1550-1557) и Селимие в Эдирне. Сам же он называл мечеть Сулеймание работой подмастерья, а Селимие — творением мастера.

Синан был не только гениальным архитектором, но еще и хорошим организатором. Все, что он ни брался строить, возводилось быстро, без проволочек. Строил же он очень добротно, на века; недаром большинство возведенных им зданий сохранились до наших дней.

МЕЧЕТЬ СЕЛИМИЕ

Мечеть Селимие представляет собой прямоугольное в плане здание, переднюю часть которого занимает внутренний дворик, обрамленный аркадами. В задней части мечети доминирует купол высотой 43 м, окруженный четырьмя изящными минаретами, которые взмывают в небо, словно ракеты. Этот купол увенчал центральное помещение мечети — ту ее часть, где совершаются богослужения. Он настолько приковывает к себе внимание, что посетители даже не сразу замечают расположенные рядом госпиталь и медресе. Кажется, что это — пристройки, дополняющие мечеть.

Центральное здание мечети Селимие имеет форму куба, напоминая этим святилище Кааба в Мекке. Главный купол, возведенный посредине мечети, окружен несколькими полукуполами.

Этот купол, по замыслу Синана, покоится не на четырех несущих пилонах, как обычно, а на восьми. Поэтому создается ощущение, что мечеть не замкнута, а, наоборот, распахнута во все стороны. Количество окон в ней поразительно велико -999, и цифра эта, несомненно, имеет символическое значение. Нижняя половина купола и прилегающие к нему полукупола опоясаны целыми рядами окон. Пол и стены храма украшены орнаментами из цветов, но, в целом, оформление мечети достаточно скромное. Все сделано для того, чтобы не отвлекать внимание посетителей от четкой, строгой архитектуры помещения, ярко залитого светом. Основной декоративный элемент храма — полуциркульные арки, выложенные поочередно из красного и желтого камня. Этот мотив повторяется и в образе аркад, окаймляющих двор, и в череде оконных проемов и наружных ворот. Три витые лестницы внутри мечети ведут к галереям.

Если посмотреть на мечеть Селимие со стороны, то кажется, что ее купол, словно вершина горы, возвышается над лежащими под ним полукуполами. Это наделяет его особой мощью и величием. Если внутри мечети преобладают четкие геометрические формы, то снаружи она выглядит нагромождением разнородных элементов. Этот воплощенный хаос побеждают четыре стройных минарета, устремленных ввысь; они придают всему зданию элегантность, изящество. Это — самые высокие минареты, которые когда-либо возводил Синан; их высота — более 70 м. Купол мечети Селимие — также самый большой из всех, что построил Синан; его диаметр — около 31 м. Мечеть Селимие стала образцом для многих последующих поколений архитекторов, принесших славу турецкой и мусульманской культуре.

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru