Международный аэропорт Кансай

12На восточном побережье Японии средняя плотность населения превышает 1200 человек на квадратный километр. При такой перенаселенности трудно выкроить лишнее местечко, где можно было бы построить какое-нибудь новое громадное здание, например, аэропорт. Столкнувшись с этой проблемой, японские инженеры выдвинули необычную идею. Они предложили насыпать у берега искусственный остров и возвести на нем аэровокзал. Этот план был встречен с интересом. Воплощать его в жизнь начали в 1987 г. Так возник первый в мире аэропорт, расположенный на искусственном острове площадью 5 га. Его величественное здание напоминает своей формой крыло самолета. Общая стоимость расходов на строительство достигла двенадцати миллиардов евро. Аэропорт был открыт в сентябре 1994 г. Теперь на искусственном острове регулярно приземляются и взлетают с него самолеты.

ОСТРОВ

Чтобы возвести в море подобный остров, требовалась немалая техническая смекалка. Во многом успех зависел еще и от местных условий. В бухте Осака они были далеко не идеальными. Вместо прочного каменистого слоя морское дно покрывала метровая толща грязи; глубина залива в этом месте достигала 15 м. В эту глину пришлось вогнать 5000 длинных стальных труб, наполненных песком, чтобы укрепить фундамент. Под собственной тяжестью они уходили в глину, выдавливая из нее жижу. После этой процедуры дно стало заметно тверже. Затем его завалили песком, укрепив валунами и щебнем, чтобы морское течение не смывало песок. На этот фундамент насыпали землю и гальку. На берегу бухты пришлось срыть несколько холмов, чтобы строители острова не испытывали недостатка в материалах. В свою очередь, там, где прежде высились холмы, высвободилось место для сооружения новых зданий.

В общей сложности в море было сброшено 180 млн. куб. м гальки. Мол, сооруженный из бетонных блоков, защищал остров от морских волн.

ЗДАНИЕ

Теперь на этом искусственном острове можно было приступать к строительству аэропорта и взлетно-посадочных полос. Особого упоминания заслуживает аэропорт. Его главное здание, отличающееся особой динамикой, проектировал известный итальянский архитектор Ренцо Пиано (родился в 1937 г.). Оно имеет в плане форму буквы Т; особенно впечатляет конструкция крыши. Это волнистое перекрытие протянулось на 1,7 км; вся его часть, обращенная к взлетным полосам, застеклена. Стеклянный фасад выгибается наружу, плавно переходя в крышу. Длинный ряд окон помогает пассажирам ориентироваться. Благодаря выпуклому фасаду и изогнутой крыше это здание лучше проветривается. Если смотреть на него с высоты птичьего полета, оно напоминает крыло самолета. Впрочем, аэровокзал Кансай интересен не только с эстетической точки зрения; здесь использованы очень любопытные технические инновации. Все это здание сооружено на тысяче с лишним колонн, чья высота может регулироваться. Сделано это, чтобы обезопасить аэровокзал от возможного оседания острова. Сенсоры, установленные на опорах, немедленно подают сигнал, если здание начинает крениться. После этого в ближайшую ночь ремонтники с помощью гидравлических подъемных устройств подправляют покосившиеся опоры, устраняя наклон с помощью специальных вставок. В самом здании нет нигде натянутых электрических проводов или каких-то других кабелей, поскольку заранее было известно, что со временем оно осядет, а потому все коммуникации сооружали с некоторым запасом, чтобы они не повредились впоследствии.

СПАСЕНИЕ

Разрабатывая все эти меры предосторожности, конструкторы исходили из того, что здание аэропорта в ближайшие полвека просядет на 8,5 м. Однако быстро выяснилось, что эти прогнозы были заниженными. Уже после девяти лет эксплуатации Международный аэропорт Кансай опустился на 12 м (по данным на 2008 г., просадка острова превысила запланированный показатель на 8 м; впрочем, в настоящее время скорость оседания острова замедлилась с 50 см в год в 1994 г. до 7 см. — Прим. перев.). Это не могло не сказаться на состоянии взлетно-посадочных полос и самого аэровокзала, поскольку ремонтники сумели лишь частично устранить последствия быстрого оседания острова. В результате взлетные полосы покоробились, а в здании образовались трещины сантиметровой ширины. По мере того, как аэропорт оседал, уровень грунтовых вод повышался.

Они стали подтоплять первые этажи здания. Вокруг него пришлось возводить бетонную стену; ее врыли на тридцать метров вглубь земли, чтобы в нижнюю часть аэропорта не просачивалась морская вода.

Эта стена должна уменьшить напор грунтовых вод на главное здание. Уже сейчас меры по его спасению обошлись в 2,6 млрд евро. Несмотря на ошибки проектировщиков и резкую критику самого замысла, Международный аэропорт Кансай считается одним из наиболее ярких архитектурных проектов последних десятилетий. Будущее покажет, есть ли смысл возводить еще один искусственный остров и расширять здание аэропорта, как намечалось ранее, или же катастрофические просчеты, допущенные при его планировании, заставят свернуть этот проект.

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru