Самолетам, прибывающим в Гонконг, теперь уже не надо заходить на посадку, буквально лавируя среди небоскребов. В 1998 г., после 6 лет строительства, вступил в строй новый аэропорт Чек Лап Кок. Местом его возведения выбрали два небольших острова и пролив, разделявший их. Затраты на строительство составили около 16 млрд долларов, причем самой большой статьей расходов оказалось сооружение насыпи, соединившей оба островка. Результатом работ стало появление на карте Азии нового крупного узла воздушного сообщения. Почти половина всего населения нашей планеты живет в 5 часах лета от Гонконга. Из самого города можно добраться до аэропорта по скоростной железной дороге всего за 20 минут. Для пассажирских самолетов отведены две взлетно-посадочные полосы, оборудованные самыми современными светомаяками и системами связи. Здесь можно совершать посадку, даже когда видимость составляет всего две сотни метров. Великолепное здание аэровокзала, где пассажиры дожидаются отправления самолета или проходят таможенный контроль по прибытии в Гонконг, нельзя не назвать уникальным. Это — самое большое в мире крытое здание. Проектировал его сэр Норман Фостер (родился в 1935 г.). Аэровокзал, выполненный в виде буквы Y, как и часть аэропорта расположен на искусственном острове.
ИСКУССТВЕННЫЙ ОСТРОВ
Зал ожидания, терминалы, взлетно-посадочные полосы, — в общем, весь аэропорт, — фактически возведены на том, что осталось от двух островков, Чек Лап Кок и Лантау. До начала строительных работ их разделял пролив; теперь на этом месте сооружена насыпь. Для этого пришлось вычерпать весь слой ила, покрывавший грунт. Этим занялась целая флотилия землечерпательных снарядов, прибывших из Голландии. Потом за дело взялись рабочие; землей и камнями они засыпали впадину глубиной 15 м, разделявшую два пустынных островка. Для этого Чек-Лап-Кок и Лантау срыли почти до уровня моря, а весь срезанный грунт сбросили в воду, возведя из него — из тех же островков — насыпь. Часть громоздкого оборудования пришлось доставить сюда воздушным путем, поскольку острова не соединялись с материком. Работы по возведению искусственного острова продлились два с половиной года — на десять месяцев меньше, чем первоначально планировалось. За это время с одного места на другое было переброшено около 347 млн. куб. м грунта.
Лишь после этого началось строительство аэропорта. Теперь он находился, наконец, в стороне от небоскребов.
Прежний аэропорт был печально известен тем, что здесь было очень трудно заходить на посадку — в этом с ним не мог сравниться ни один аэропорт мира.
АЭРОВОКЗАЛ
На искусственном острове соорудили взлетно-посадочные полосы, терминалы и аэровокзал. Это — самое большое здание в Гонконге. Оно имеет в плане форму буквы ипсилон, нижний конец которой примыкает под прямым углом к крылу здания. Выпуклая крыша вокзала напоминает, скорее, ряд длинных цистерн, поставленных рядом друг с другом. Большинство стен и перегородок сооружено из стекла, а потому пассажиры, ожидающие своей очереди, могут следить за тем, как один за другим взлетают и садятся самолеты. Общая длина аэровокзала составляет 1,3 км, а занимаемая им площадь достигает 550 тыс. кв. м. Несмотря на эти громадные размеры, маршруты передвижения пассажиров тщательно продуманы и потому чрезвычайно просты. Например, прибывшим пассажирам на всем их пути следования через здание аэропорта нет необходимости переходить с одного этажа на другой. Остается добавить, что в этом здании имеется 288 регистрационных стоек, 70 эскалаторов и торговый центр, площадь которого составляет 30 тыс. кв. м, а еще здесь курсирует автоматический поезд.
АВИАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
Впечатляют и основные показатели, характеризующие авиасообщение; среди них есть немало рекордных. Так, аэропорт Чек-Лап-Кок — это единственный в мире, где на каждой из взлетно-посадочных полос могут приземляться самолеты типа Боинг 747. Громадные затраты оправдывают себя. Каждый час здесь совершают взлет или посадку 49 самолетов. Ежегодно Международный аэропорт в Гонконге принимает 45 млн. пассажиров и 3 млн. т грузов. И это далеко не предел! Количество пассажиров вполне можно увеличить в 2 раза, а объем перевозимых грузов — в 3 раза.
СВЯЗЬ С ГОРОДОМ
Международный аэропорт в Гонконге был рассчитан на рекордные мощности, но это потребовало от проектировщиков решения целого ряда сложных проблем. Так, нужно было организовать своевременную доставку людей, направляющихся в аэропорт, а также отправку в город всех прибывших пассажиров. Поэтому пришлось тщательно продумать систему транспортного сообщения, связывающую Гонконг с его международным аэропортом. Все организовано идеально. Гости города могут добраться туда из аэропорта на автомобиле, автобусе или поезде, минуя один из самых красивых мостов мира — Цинма. Это — самый длинный в мире подвесной двухъярусный мост; его протяженность составляет 2,2 км. По нему могут одновременно курсировать и автомобили, и поезда. Он соединяет с материком остров Лантау, расположенный между аэропортом и Гонконгом. На этом острове, близ аэровокзала, вырос целый город, где проживает четверть миллиона человек, в том числе служащие аэропорта и прибывшие в Гонконг пассажиры. Так что, Международный аэропорт в Гонконге — это еще и один из крупнейших в мире хозяйственных комплексов.