Московское метро

25Москвичи не любили торопиться. Метрополитен появился в столице России значительно позже, чем в других крупных городах мира, хотя положение с наземным транспортом к тому времени сложилось критическое. Еще в 1900 г. Московская городская Дума обсуждала планы строительства метро, но прийти к согласию не удалось. У этого проекта оказалось немало противников. К примеру, извозчики боялись потерять работу. Археологи опасались, что строительство подземных туннелей нанесет непоправимый ущерб памятникам истории и архитектуры, а священники заявляли, что человек уходит в землю лишь после смерти. Так получилось, что сооружение метро в Москве началось только при Сталине (1879-1953). Оно сравнительно молодо, но вряд ли в мире можно найти метро краше Московского. Особенно роскошно выглядят самые первые станции. Они напоминают настоящие дворцы — только оборудованные эскалаторами и рельсовыми путями.

МЕТРО

Строительство Московского метро началось в 1931 г. в ходе реконструкции советской столицы. Планировалось проложить с десяток линий, которые должны были протянуться от центра города к окраинам. Среди руководителей работ был и будущий первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев (1894-1971) (куратором стройки был назначен Лазарь Моисеевич Каганович, а непосредственно Метрострой возглавлял Павел Павлович Ротверт, ранее руководивший строительством Днепровской ГЭС. — Прим. перев.). На эту стройку собрали специалистов со всех концов Советского Союза. Одно время на сооружении метро работали до 80 тыс. человек; среди них было много солдат, направленных на этот важный объект.

Часть туннелей прокладывалась под землей, на большой глубине. Грунт из штолен рабочие, надрываясь, вывозили на тачках. Некоторые участки метро строили открытым способом. Рыли глубокие траншеи, сооружали туннели, а траншеи после этого засыпали. Особенно же трудно было зимой, когда ударяли сильные морозы. Вдобавок руководители стройки не церемонились, не жалели ни людей, ни московскую старину. Ради строительства метро без колебаний сносили церкви и памятники архитектуры; несколько сотен рабочих, как полагают, погибли в результате несчастных случаев.

В 1935 г. завершилось сооружение первой линии метрополитена, пролегавшей от парка Сокольники на северо-востоке Москвы до парка Культуры имени Горького на юго-западе. Ее протяженность составила около 11 км. Позднее была построена Кольцевая линия; она пересекала все радиальные участки Московского метро, пролегая в радиусе 5 км от центра города.

Сегодня общая протяженность линий Московского метро составляет около 290 км. Ежегодно столичный метрополитен перевозит почти 3,3 млрд пассажиров, занимая по этому показателю одно из первых мест в мире.

СТАНЦИИ

Сорок четыре станции Московского метро можно назвать подлинными памятниками архитектуры. При одном их виде захватывает дух. Эскалатор спускается в громадный зал, облицованный розовым и черным мрамором и освещенный люстрами и канделябрами, которые украшают стены и потолок. По углам зала расставлены статуи; стены покрыты мозаикой и лепниной.

В сооружении 44 роскошных подземных вокзалов, напоминающих настоящие дворцы, принимали участие почти два десятка архитекторов, в том числе Николай Александрович Ладовский (1881-1941), один из ведущих мастеров советского авангарда, и Александр Николаевич Душкин (1903-1977). Впрочем, о чистоте стиля речи не шло. Как и в XIX в., в эпоху историзма, эти новаторские постройки были оформлены лучшими декоративными элементами самых разных стилей и эпох.

Здесь полуциркульные арки встречаются с крестово-купольными сводами, устремленными ввысь, а капители эпохи Возрождения — с барочной лепниной и орнаментами в стиле модерн.

Вплоть до смерти Сталина станции Московского метрополитена старались отделать как можно красивее. Лишь впоследствии возобладал прагматизм, и количество декоративных элементов было сведено к минимуму.

Одна из лучших станций Московского метро — «Комсомольская» — сооружена по проекту Алексея Викторовича Щусева (1873-1949), создателя Мавзолея В. И. Ленина. Семьдесят два восьмигранных пилона, облицованных мрамором, служат опорами полуциркульных арок и обрамляют свод, пышно украшенный лепниной, но все внимание приковывают громадные люстры. Восемь монументальных мозаик в узорчатых рамах из лепнины составлены из почти 300 тыс. отдельных кусочков. На этих панно изображены важнейшие моменты русской истории.

Нетрудно догадаться, что станции Московского метро призваны были не только воскрешать великолепие былых эпох, но и служить целям советской пропаганды. Архитектурные и художественные произведения, украшающие столичный метрополитен, прославляют ратные подвиги советского народа в годы Великой Отечественной войны и его трудовые свершения в мирные дни, говорилось в праздничном приветствии по случаю полувекового юбилея Московского метро.

К примеру, мозаичные панно на станции «Маяковская» воспевают покорение воздушного пространства. Проектируя эту станцию, Александр Душкин оформил ее простыми полуциркульными арками, тонкими колоннами, покрытыми нержавеющей сталью, и длинным рядом куполов. Подземный зал буквально залит светом. Его украшают 35 мозаичных панно, в том числе работы на тему «Один день страны Советов», выполненные по эскизам Александра Александровича Дейнеки (1899-1969). Эти мозаики буквально светятся — и все благодаря флуоресцентным материалам. На Всемирной выставке 1939 г. в Нью-Йорке проект станции «Маяковская», созданный Александром Душкиным, был удостоен Гран-при.

Вверх страницы