Мост Акаси-Кайкё

4Землетрясения — не редкость на севере Японии. Кроме того, на пролив Акаси регулярно обрушиваются тайфуны. Вдобавок инженеры, проектировавшие мост, связавший острова Хонсю и Ава-дзи столкнулись еще с одной серьезной проблемой. В месте, выбранном ими для строительства, морские течения особенно сильны. И все же, несмотря на все эти трудности, мост Акаси-Кайкё решили строить именно здесь. Он должен был стать продолжением автострады, соединяющей Ниигату с Кобе. После некоторых раздумий остановились на модели подвесного моста с двумя опорами. Работы по его возведению велись в течение 10 лет, и, наконец, в 1998 г. мост Акаси-Кайкё был торжественно открыт. Высота его опор составила 283 м, а ширина пролета между ними — 1991 м. Это — второе по высоте сооружение в Японии. Общая стоимость расходов на строительство достигла 7,5 млрд долларов (еще ранее был воздвигнут мост, соединивший острова Авадзи и Сикоку).

ФУНДАМЕНТ

Мост подобных размеров можно было возвести лишь на очень прочном фундаменте. В этих трудных условиях, чтобы противостоять природным стихиям, следовало принять особые меры предосторожности. Само сооружение фундамента в воде, на глубине 60 м, было чрезвычайно нелегким делом. Для начала в сухих доках построили две огромные круглые камеры. На грузовых судах их доставили туда, где намечено было установить опоры, а затем эти полые цилиндры опустили на дно моря и заполнили специальным бетоном, застывающим прямо в воде. Их высота составила 67 м, а диаметр — 80 м.
Наконец, сооружение фундаментов массой 370 тыс. т каждый было завершено. Начались работы по возведению опор моста.

ОПОРЫ МОСТА

Над этими сталебетонными цилиндрами вознеслись громадные стальные пилоны, к которым предстояло подвесить полотно моста. Эти опоры специально оборудовались решетчатыми фермами. В принципе, подобные конструкции сейчас уже не используются, поскольку расход материала на них слишком велик. К тому же тесты, проводимые в аэродинамической трубе, показывают, что даже простые опоры без перекрестных поперечин могут прослужить в течение длительного срока. При обычных расчетных нагрузках подобные конструкции надежны. Однако мост Акаси-Кайкё предстояло эксплуатировать в очень сложных условиях. Для того, чтобы он не обрушился при сильных подземных толчках, следовало использовать стальные пилоны с огромным запасом прочности, оснастив их к тому же мощными виброгасителями. Дополнительное оборудование, конечно, повышало сопротивление конструкции ветру, но без этого было не обойтись. Избыточное сопротивление можно было уменьшить опять же с помощью виброгасителей.

ИСПЫТАНИЕ НА ПРОЧНОСТЬ

Когда был заложен фундамент будущего моста и уже сооружены пилоны, вся эта конструкция подверглась первой серьезной проверке на прочность. Седьмого января 1995 г. в районе Кобе произошло мощное землетрясение. Его магнитуда составила 7,2. В самом городе Кобе были отмечены серьезные разрушения. Погибло около 6500 человек, многие люди остались без крова. Эпицентр катастрофы находился в непосредственной близости от места строительства моста Акаси-Кайкё. Фундаменты его опор в результате тектонических перемещений земной коры сдвинулись на несколько метров от расчетного положения. Однако никаких более серьезных повреждений конструкции не произошло. Тем не менее, инженерам пришлось заново рассчитывать мост на статическую прочность.

ТРОСЫ

Итак, после того, как в первоначальный проект были внесены изменения, работы продолжились. Предстояло протянуть несущие тросы. Эти стальные тросы были изготовлены на одной из фабрик и намотаны на громадный барабан. Их доставили на строительную площадку и начали натягивать на опоры моста. Оба стальных троса были сплетены из множества отдельных нитей. Каждые 127 нитей были скручены в жгуты, и, в свою очередь, каждые 290 жгутов сплетены в трос.

Благодаря использованию новейшей технологии обработки стальных нитей, их прочность заметно повысилась, а потому достаточно было одного-единственного троса, чтобы удерживать каждую сторону моста. Если бы можно было вновь распустить этот трос на отдельные нити и вытянуть их в длину, то их общая протяженность составила бы 300 тыс. км. Это примерно в 7 раз превышает окружность Земли в районе экватора. Натягивали тросы с помощью вертолета, предварительно закрепив вспомогательный трос. Затем оба троса стали тянуть через морской пролив. После успешного выполнения этой операции началось сооружение автострады. Ее полотно крепилось к обоим главным тросам с помощью многочисленных стальных тросов-вантов. Как показывают расчеты, при сильных, шквалистых порывах ветра дорожное полотно может отклоняться в сторону на 27 м, не теряя при этом устойчивости. Пока, впрочем, такого не происходило, и мост Акаси-Кайкё исправно служит вот уже более 10 лет. Его торжественное открытие состоялось 5 апреля 1998 г.

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru