Музей Гуггенхейма в Бильбао

10Трудно подобрать слова, чтобы описать Музей Гуггенхейма в Бильбао. А не напоминает ли он, к примеру, стопку живописно сложенных обрезков жести? Или он, скорее, похож на отливающее серебром тело рыбы? А, может, вы признаете в нем корабль? Его металлический корпус изогнут, изрезан, но по-прежнему выглядит элегантно. Одно можно сказать наверняка: с какой бы стороны мы ни взглянули на это здание, оно всякий раз иное, необычное. Оно больше походит на скульптуру, чем на постройку. То оно кажется незавершенным, то массивным и настолько естественным, словно простояло здесь, на берегу реки Нервной, целую вечность.

ИДЕЯ

Основанный в 1937 г. Фонд Соломона Р. Гуггенхейма (1861-1949) располагает одной из крупнейших в мире коллекций произведений искусства классического модернизма. В 1959 г. Фрэнк Ллойд Райт (1869-1959) возвел в Нью-Йорке спиралевидное здание Музея Гуггенхейма, где разместилась часть коллекции. За этим проектом последовали другие.

Когда руководители Фонда Гуггенхейма решили построить новое здание музея в портовом городе Бильбао на севере Испании и разместить в нем произведения абстрактного искусства конца XX в., их выбор пал на канадского архитектора Фрэнка Оуэна Гери (родился в 1929 г.). Ему предстояло превзойти самого Райта.

Гери известен своими экспериментами с самыми необычными материалами. Он разработал специальную компьютерную программу, позволяющую ему претворять свои смелые эскизы в еще более смелые, но, тем не менее, вполне осуществимые проекты. Для стилистики этого одареннейшего художника характерно сочетание стремящихся в разные стороны элементов, изгибающихся плоскостей, опрокинутых, перетекающих один в другой объемов.

Гери считается одним из ведущих представителей так называемого деконструктивизма. Этот стиль продолжает традиции экспрессионизма начала XX в. и пластической архитектуры середины XX в. Его приверженцы взламывают привычные формы, доводя их элементы до крайности. Произведения деконструктивной архитектуры зачастую кажутся грудой обломков, разметанных взрывом, или руинами рухнувшего здания. Здесь поставлена под сомнение сама незыблемость и концептуальная строгость традиционного зодчества, брошен вызов привычному восприятию.

Зато общественные здания, возведенные в этом стиле, трудно позабыть; их узнают с первого взгляда. Испанский Музей Гугтенхейма так же сложно спутать с каким-либо другим зданием на свете, как и Оперный театр в Сиднее.

Музей Гугтенхейма расположен в центральной части Бильбао, правда, почти на ее окраине, возле одного из многочисленных мостов. Здание музея облицовано титаном. Его сверкающая серебристая расцветка, с одной стороны, хорошо вписывается в облик Бильбао — города, где традиционно занимались обработкой стали и строительством кораблей. С другой стороны, этот яркий цвет придает незабываемое очарование безликому мегаполису — теперь у него появилось свое собственное лицо.

Это здание как будто явилось к нам из будущего, и в то же время оно необычайно гармонирует с окружающей средой. Оно расположено у моста Пуэнте-де-ла-Салве, через который проходит одна из главных автострад, ведущих в центр Бильбао. По ту сторону моста пролегает Кале Ипарра-гуирре — также одна из главных городских улиц. Из-за громоздящихся по ее сторонам зданий она напоминает, скорее, ущелье. Музей Гугтенхейма заключен в оправу этого «ущелья», словно полотно картины — в раму. Перейдя мост, посетители минуют главный вход в музей, затем центральный атриум и прилегающую террасу. Часть здания, выходящая на набережную, спускается по склону к реке Нервион, русло которой на 16 м ниже уровня городских построек.

Общая площадь музея составляет 24 тыс. кв. м. Его здание сооружено из прочных, прямоугольных известняковых блоков, которые чередуются с выпуклыми и вогнутыми титановыми листами. Внутри него расположено 19 галерей. За известняковым фасадом скрываются 10 традиционных залов, за титановым — 9 других залов, которые выглядят внутри так же необычно, как и снаружи. Между ними высятся огромные стеклянные фасады, сквозь которые в помещения проникает свет. Кроме того, залы освещены многочисленными светильниками.

Центральную часть здания образует атриум высотой более 50 м. Здесь установлен светильник в виде металлического цветка. Атриум окружен выставочными залами, расположенными на трех уровнях. Самые большие произведения собраны в громадном изогнутом зале длиной 130 и шириной 30 м. В этом помещении нет ни одной колонны.

Отдельные галереи связаны друг с другом витыми коридорами или застекленными подъемниками. Невозможно не удивиться тому, как при таком хаотическом нагромождении конструкций четко продуманы схемы перехода из одной части здания в другую.

Разнообразие форм, самые неожиданные ракурсы и поразительные контрасты — все это завораживает зрителей, превращает обычный поход в музей в незабываемое событие.

Из атриума посетитель попадает на террасу, выходящую на набережную. Крышу террасы поддерживает одна-единственная колонна. Желающие могут также осмотреть музей снаружи, прогулявшись по узкой тропинке, пролегающей между рекой и «водяным садом».

После всего сказанного легко предположить, что это необычное здание, возведенное по проекту Гери, затмит собой все выставленные в нем экспонаты. На самом деле, это не так. Без некоторых произведений теперь уже трудно представить себе музей. Можно упомянуть, например, скульптуру «Змея» Ричарда Серра (родился в 1939 г.), состоящую из красных стальных пластин, или громадного, красочного щенка по кличке «Puppi» работы Джеффа Кунса (родился в 1955 г.). Этот щенок, выставленный у входа в музей, так понравился жителям Бильбао, что его давно пришлось включить в постоянную экспозицию.

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru