Обсерватория в Джайпуре

45Астрономии была подлинной страстью махараджи Джай Сингха II (1686-1744) из Амбера. За свою жизнь он построил пять больших обсерваторий под открытым небом, первую из них — в Дели в 1724 г. Крупнейшая обсерватория, сооруженная им в его новой столице — Джайпуре, стала настоящим памятником архитектуры. Это — Джантар-Мантар («Магический прибор»). Многие астрономические инструменты махараджа разрабатывал собственноручно. С их помощью можно было проводить поразительно точные для того времени измерения.

ИДЕЯ

По канонам «Шилпы-Шастры», древнеиндийского трактата по зодчеству, — махараджа руководствовался им, сооружая Джайпур, — в центре города надлежало воздвигнуть храм. Но именно на этом месте Джай Сингх построил обсерваторию. Это можно истолковать как признак свободомыслия, присущий этому просвещенному правителю. Однако верно и другое: религией для Джай Сингха стала сама астрономия. В записях, оставленных им, он сообщает, что обнаружил немало неточностей в старинных астрономических таблицах. А ведь многие небесные события, например, новолуние или равноденствие, лежали в основе различных религиозных и политических церемоний. Итак, Джай Сингх взялся за исправление столь важных таблиц. Их новые варианты он, кстати, отсылал в дар правителям княжеств, с которыми был дружен. Во время своих изысканий махараджа убедился, что, имея дело с медными инструментами, неизбежно допускаешь ошибку при малейшем дефекте материала. Так он пришел к идее сооружать приборы из камня. Свою роль сыграло, наверное, и то, что, проводя работы в обсерватории под открытым небом, он превращал сам процесс измерения в некую ритуальную церемонию. По сей день рампа больших солнечных часов Самрат-янтра запирается воротами, и лишь махарадже позволено входить внутрь, в то время как приблизиться к малым солнечным часам (Лагху-Самрат-янтра) может любой. И еще одно важное соображение: каменные приборы выглядят так величественно, что любой простолюдин убедится в важности выполняемых измерений.

Читайте также:  Сикстинская капелла

Среди астрономов, окружавших Джай Сингха, были преимущественно индусы, но к нему приходили и мусульмане, и иезуиты. Сам он отправил посланника в Самарканд, чтобы тот ознакомился с обсерваторией, построенной Улугбеком, и даже снарядил делегацию в Европу. Личной трагедией махараджи стало то, что его послы поехали за знаниями в католическую Португалию — туда, где совершенно замалчивались достижения величайших астрономов Старого Света: Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630) и Галилео Галилея (1564-1642).

Обсерватория в Джайпуре лежит по соседству с дворцом махараджи. На первый взгляд, кажется, что это — огромная игровая площадка с оставленным здесь странным инвентарем, или же парк, где высятся загадочные скульптуры (их творец явно отдавал предпочтение округлым формам и крутым рампам). Всего здесь насчитывается 18 астрономических приборов (или групп приборов), сооруженных по приказанию Джай Сингха из мрамора или металла. Любопытно, что прецизионные инструменты, изготовленные из металла, выполнены из особого сплава, который состоит из семи различных металлов. В жаркую погоду этот сплав почти не деформировался.

ПРИБОРЫ

Самый грандиозный прибор обсерватории в Джайпуре — это большие солнечные часы Самрат-Янтра («Важный инструмент»). Они состоят из рампы высотой 27 м и длиной 44 м. Эта рампа, именуемая «гномоном», была ориентирована строго на север и располагалась точно на 27-м градусе северной широты. Рампа отбрасывала тень; на расположенных же слева и справа от нее шкалах, напоминавших крылья, можно было считывать время с точностью до четырех минут. Если же взять тонкий стержень и следить за тем, как скользит тень от него, то время можно определять даже с точностью до секунд.

Помимо больших солнечных часов, здесь, на территории обсерватории (вся она вымощена), сооружено еще двенадцать маленьких гномонов высотой от 2 до 3 м. На первый взгляд, их устанавливали без всякой логики, по какой-то случайной прихоти. На самом деле, каждый из них точно ориентирован на один из знаков зодиака. Возможно, они служили для составления гороскопов.

Читайте также:  Нотр-Дам-дю-О

Ученых же больше всего заинтересовал следующий астрономический инструмент. Он состоит из двух врытых в землю мраморных полусфер диаметром 4 м каждая. На их своде выгравирована небесная карта. Предполагается, что астрономы ложились в эти шары и наблюдали за звездным небом с помощью телескопа, который благодаря металлическому кольцу был неподвижно зафиксирован. Сверяясь с показаниями, выгравированными на стенках полусферы, можно было вычислять положение созвездия, за которым велось наблюдение. В каждой из полусфер в разных местах имелись отверстия, через которые мог забраться наблюдатель, — вот почему их было две. В том месте, где в первой полусфере было вырезано отверстие, во второй его не было.

Дополняют картину два небольших кольца (Рам-янтра), напоминающих Стоунхендж в миниатюре. Здесь отверстия между столбами были нужны лишь для того, чтобы пройти в центр этой постройки — туда, где разместились приборы, с помощью которых наблюдали за положением Солнца над горизонтом. И в этом случае отверстия во втором кольце находились совсем в другом месте, нежели в первом. Точно так же дополняют друг друга два дисковидных прибора — солнечные часы (Надиваладжа-янтра). Первый инструмент измерял время с 21 марта по 23 сентября, а второй — в оставшуюся часть года. Ровно в день весеннего (или осеннего) равноденствия тень эффектно перебегала с одних часов на другие.

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru