Панамский канал

36Кажется, что громадные океанские пароходы неспешно пробираются сквозь дебри тропического леса. Панамский канал и впрямь проложен через густые леса, покрывающие Центральную Америку. Благодаря ему плавание от восточного побережья США к западному стало на 8000 морских миль короче. Теперь кораблям не нужно совершать утомительное путешествие вдоль берегов Южной Америки, огибая мыс Горн. Канал, сооруженный в центральной части Панамы, значительно сократил этот маршрут. Пересекая этот канал, суда минуют шесть шлюзов. В зависимости от пункта назначения они направляются с севера на юг или наоборот. В среднем время движения составляет 15 часов. Ширина канала — 135 м. Его могут проходить суда с осадкой до 12 м, а вот для более крупных кораблей он слишком неглубок.

Во время работ по сооружению Панамского канала было извлечено 200 млн. куб. м земли. В общей сложности его строительство продолжалось 10 лет, если не учитывать длительные перерывы в работе. За это время из-за несчастных случаев или тропических болезней погибло около 25 тыс. рабочих. Стоимость сооружения канала составила около 378 млн. долларов США. Вплоть до 2000 г. Панамский канал находился под контролем США. Американское правительство арендовало зону вокруг него шириной 16 км.

ЗОЛОТО В КАЛИФОРНИИ

Еще в XVI в. появились первые планы строительства канала через перешеек, разделявший два океана. Однако эти планы так и остались фантазиями императора Карла V (1500-1558). Вновь к ним вернулись лишь в XIX в. Сделали это власти США. В 1846 г. они заключили с правительством Новой Гранады (в то время Панама была частью этой республики, в которую входила также Колумбия) договор, получив концессию на сооружение железной дороги по территории Панамы. Два года спустя в Калифорнии было найдено золото. Вот тогда и стало ясно, насколько же важен этот путь через перешеек.

В ту пору тысячи авантюристов, преодолевая немалые трудности, ринулись навстречу манившему их призраку богатства. Путь им предстоял дальний, с зосточного побережья США в Калифорнию, страну «золотой лихорадки». В то время подобное путешествие через весь Североамериканский континент занимало около полугода, тогда как через Панаму туда можно было добраться всего за два месяца. Наконец, к 1855 г. было завершено и строительство железной дороги; теперь сроки поездки еще более сократились.

СКАНДАЛ ВО ФРАНЦИИ

Железная дорога, проложенная с востока на запад, заметно облегчила путешествие, но перевозить огромные партии товаров по ней было затруднительно, да и сроки транзита сокращались ненамного. Вот потому в 1871 г., на заседании первого Международного географического конгресса, было решено изучить саму возможность строительства канала вдоль железнодорожной линии. За руководство проектом взялся французский инженер Фердинанд де Лессепс (1805-1894). Он собирался прорыть канал через перешеек на уровне моря, без единого шлюза. Подобное ему уже удалось на сооружении Суэцкого канала, однако здесь перепад высот был заметно больше, а потому и трудности казались несоизмеримо выше — требовались сложнейшие земляные работы, выемка огромного количества грунта. Для финансирования проекта была основана акционерная компания, которая собирала средства с французских граждан путем проведения лотерей. Когда же выяснилось, что шлюзы возводить все-таки придется, расходы на строительство взлетели вверх. В 1889 г. компания Лессепса вынуждена была объявить о своем банкротстве. После семнадцати лет, потраченных на подготовку к работе, все пошло прахом. Вскоре стало известно, что, добиваясь разрешения на организацию лотереи, эта акционерная компания попросту подкупала парламентариев. Разразился скандал. Премьер-министр и министр финансов Франции ушли в отставку. Еще в течение пяти лет Лессепс пытался продолжать работы, но его отчаянные попытки не привели ни к чему. В 1894 г. сооружение Панамского канала было прекращено.

ПУТЧ В КОЛУМБИИ

Однако в США не хотели отказываться от планов строительства канала через Центральную Америку. Для американцев бьио жизненно важно наладить быстрое сообщение с одного океанского побережья к другому. Поэтому президент США Теодор Рузвельт (1858-1919) повел переговоры с Колумбией о возобновлении строительства (в 1863 г. республика Новая Гранада была преобразована в Соединенные Штаты Колумбии, а в 1886 г. — в Республику Колумбия. — Прим. перев.). Финансовые разногласия помешали подписать соглашение. Власти США хотели единовременно выплатить Колумбии 10 млн. долларов, а затем ежегодно перечислять 250 тыс. долларов. В обмен на это они рассчитывали получить контроль над будущим каналом и зоной вокруг него в 10 км шириной, от одного океана до другого.

После отказа колумбийского правительства Теодор Рузвельт решил напрямую провести переговоры с властями провинции Панама. Последние стремились к отделению от Колумбии, а потому подписали тайный договор с американцами. В ноябре 1903 г. те поддержали переворот в Панаме. Новая независимая республика немедленно заключила официальное соглашение с Соединенными Штатами Америки. Все в том же месяце США купили за 40 млн. долларов зону канала, а через год основали комиссию, которая занялась его сооружением. 15 августа 1914 г. Панамский канал был открыт. Он насчитывает три парных шлюза с протяженными водораздельными участками.

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru