Петронас-Тауэрс

9Несколько поколений архитекторов, возводивших небоскребы, украшали свои творения вертикальными линиями для того, чтобы здания казались еще выше обычного и при одном взгляде на них начинала кружиться голова. Однако облик Петронас-Тауэрс нарушает давнюю традицию. Основным элементом дизайна этих башен стали поперечные ребра. Другие характерные особенности — строгая, симметричная архитектура, круглые, отличающиеся четким членением остовы зданий, поперечная галерея, связывающая их ровно посредине, — заставляют вспомнить башни готических кафедральных соборов. Разница разве лишь в том, что они вздымаются над столицей Малайзии гораздо выше, чем средневековые церковные башни над окружавшими их городками.

Но самое удивительное, что архитектор этих небоскребов, украсивших Куала-Лумпур, в своей работе вдохновлялся традициями не христианской, а исламской архитектуры. Так получился памятник, который к тому же воплощает традиции малазийского зодчества.

ИДЕЯ

Вплоть до начала 1980 гг. на месте этих высотных башен находился ипподром бегового клуба «Селангор». Для «отцов города» он давно уже стал вечным кошмаром, поскольку в дни заездов начиналось что-то невообразимое. В центральной части малазийской столицы возникали такие пробки и толчея, что об этом рассказывались легенды. Наконец, ипподром перенесли на окраину города. Так, неожиданно в самом центре Куала-Лумпура возник пустующий участок земли площадью 40 га. Сначала здесь планировали разбить городской парк, но эти обещания были вскоре забыты. Уж слишком привлекательной казалась идея коммерческого использования этой земли, в то время как парк приносил бы одни убытки.

Итак, правительство Малайзии решило превратить этот «золотой треугольник», лежавший в самом центре Куала-Лумпура, в новый деловой район. В 1991 г. был проведен международный конкурс на лучший проект сооружения офисных башен. Его условия казались трудновыполнимыми. От архитекторов требовалось, чтобы предложенные ими здания выглядели настолько необычно и современно, что благодаря им Малайзия немедленно вошла бы в число ведущих промышленных стран мира. Их архитектура должна была воплотить лучшие черты малазийского зодчества и отличаться особой красотой. В то же время следовало как можно эффективнее использовать предоставленную территорию и позаботиться о том, чтобы здание было образцовым еще и с функциональной точки зрения.

И все же победитель нашелся. Проект, предложенный аргентинским архитектором Сезаром Пелли (родился в 1926 г.), вызвал восторг у всех членов жюри. Он сумел не только искусно использовать в облике здания элементы традиционной малазийской архитектуры, но и отразить в своем замысле современные чаяния малазийцев, надежды на процветание их страны. Башни-близнецы имеют в плане форму, характерную для декоративного исламского искусства, — форму восьмиконечной звезды, между лучами которой вписаны дуги. Таким образом, округлые и острые выступы чередуются. Подобный прием также позволил Пелли разнообразить облик фасада, сделать его объемным, а, кроме того, очень эффективно использовать дневной свет.

Сам Пелли, однако, высказался так: «Наиболее интересная часть проекта — это пространство между башнями». На уровне сорок первого и сорок второго этажей он соединил обе башни галереей длиной 58 м. Этот узкий мостик, расположенный в 170 м от земли, символизирует бесконечность неба, разверзшуюся перед людьми, — или же ворота в будущее, открытые перед Малайзией. Крытый пешеходный мостик очень полюбился посетителям Петронас-Тауэрс, ведь здесь расположена смотровая площадка, устроенная специально для них.

Затевая строительство башен-близнецов, никто поначалу и не думал о рекорде. Пелли наметил высоту 427 м. Позднее же премьер-министр Малайзии поинтересовался, нельзя ли попробовать построить здание повыше, чем Сиэрс-Тауэр в Чикаго (443 м). Тогда Пелли удлинил шпиль каждой из башен на 73,5 м. Вот так, впервые за долгое время самое высокое здание мира было возведено за пределами США.

КОНСТРУКЦИЯ

Каждая из башен насчитывает 88 этажей. Верхняя часть башен сужается, образуя один за другим 6 уступов. Каркас конструкции составляют 16 несущих колонн из специального бетона, сравнимого по прочности со сталью. Их диаметр достигает 2,4 м у основания и постепенно уменьшается кверху. Выбор пал на бетонный каркас потому, что импорт большого количества стали обошелся бы слишком дорого. Впрочем, на любом из этажей бетонные колонны скреплены между собой горизонтальным стальным кольцом. Много хлопот доставил фундамент башен, ведь их пришлось возводить на сравнительно мягком грунте; глубина его слоя порой доходила до 180 м. Поэтому здание закрепили в земле с помощью двух сотен свай длиной от 40 до 105 м.

Со стороны кажется, что башни опоясаны множеством колец. На самом деле, это — козырьки, протянувшиеся во весь фасад здания. Они защищают окна от ярких лучей солнца. В квадратной шахте, обустроенной посредине каждой из башен, располагаются 76 лифтов и все необходимые технические коммуникации. Это сооружение занимает менее четверти всей площади башни, что для небоскреба очень хороший показатель.

В башнях-близнецах, помимо офисных помещений, разместились художественная галерея и концертный зал. Четырехэтажный подземный гараж рассчитан на пять с лишним тысяч автомобилей. Проблемы же с автомобильными пробками на дорогах Куала-Лумпура удалось решить благодаря расширению главных автострад.

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru