Шахская мечеть в Исфахане

29Символом византийского искусства стали золотые мозаики, а персидского искусства — великолепные расписные изразцы. Они раскрашены обычно в голубые тона, в цвета бирюзы, кобальта или ляпис-лазури. На одних изразцах можно увидеть стихи Корана, начертанные с каллиграфическим мастерством. Другие покрыты изящными арабесками или стилизованными узорами из цветов. Все эти росписи выполнены обычно желтой, золотой или белой краской. В X-XIII вв. персы довели искусство росписи изразцов до совершенства. Шахская мечеть в Исфахане (Масджиди-Шах) полностью облицована этими чудесными плитками. Все ее ворота, башни, аркады, купола, стены снаружи и внутри мерцают голубыми и желтыми тонами.

ЗДАНИЕ

Шахская мечеть — последнее из зданий, составивших ансамбль Царской площади (Мейдани-Шах) в Исфахане. Перед архитекторами, возводившими ее, стояла сложная задача. С одной стороны, мечеть должна быть обращена к Мекке, но, с другой, надо, чтобы она выходила на площадь своим парадным фасадом. Они справились с этим, пристроив к Шахской мечети роскошный портал. Однако, миновав его, приходится поворачивать на 45 градусов и идти до тех пор, пока не окажешься во внутреннем дворике мечети — как раз напротив главного входа в молитвенный зал. Этот величественный портал (его высота — 26 м) обрамлен двухъярусными аркадами. Когда-то в них располагались лавки, ну а налоги, взимаемые с торговцев, лишь способствовали процветанию мечети. Сами ворота кажутся даже несколько приземистыми рядом с двумя минаретами, вознесшимися над ними; высота этих башен — 33 м. Прямо над входом вздымается высокая апсида с цилиндрическим сводом; в исламской архитектуре ее называют айваном. Свод айвана украшен декоративными элементами, напоминающими сталактиты, и покрыт темными изразцами с пестрым узором из цветов.

В центре внутреннего двора мечети, имеющего форму квадрата, расположен огромный бассейн, предназначенный для ритуальных омовений и окруженный двухъярусными аркадами. Посредине каждой аркады опять же сооружен айван. Три айвана поменьше ведут в купольные постройки, расположенные по сторонам, а большой айван, обрамленный двумя минаретами, -в молитвенный зал.

Громадный купол мечети виден издалека. Он возведен на высоком барабане и облицован бирюзово-голубыми изразцами, которые украшены желтыми узорами из вьющихся растений. Размеры и великолепие молитвенного зала поражают. Кажется, что купол уходит далеко ввысь, хотя внутри его высота гораздо меньше, чем снаружи, ведь он состоит из двух оболочек. Однако узоры на изразцах в верхней части купола выполнены тоньше и изящнее, чем в его нижней части, а потому кажется, что он выше, чем есть на самом деле. Снаружи он окрашен в голубой цвет; это создает ощущение легкости, воздушности; внутри же преобладают белый и желтый цвета.

К громадному молитвенному залу примыкают две сравнительно невысокие купольные постройки, окруженные портиками. Это — медресе, школы, где изучают Коран. Медресе, возведенные при Шахской мечети в Исфахане, немного напоминают традиционный элемент европейских монастырей — крытую галерею (крестовый ход).

Поросшие зеленью дворики медресе окружены аркадами; посредине дворика располагается бассейн.

ИДЕЯ РАЯ

В Коране рай обычно описывается, как прекрасный сад, где среди зеленых деревьев струится прохладная вода, растут красивые цветы, зреют плоды, царит безмятежный покой. Даже для обозначения рая и сада часто используются одни и те же слова. В арабо-исламской культуре вода и зеленые растения считались символами роскоши. Не удивительно, что правитель Персии Аббас I Великий (время правления: 1588-1629 гг.), принадлежавший к династии Сефевидов, в 1598 г. перенес столицу своей страны в Исфахан. Это -город-оазис, где можно не беречь воду. Исфахан лежит на реке Заяндеруд, которая в нижнем своем течении пересыхает, теряясь среди пустыни.

Иран — засушливая страна, и посреди этой сухой, маловодной страны шах Аббас задумал возвести райский город (в X-XIII вв. Исфахан был одним из крупнейших городов Ближнего Востока, но наивысшего расцвета достиг лишь в годы правления Аббаса Великого. — Прим. перев.).

Главной улицей новой столицы стала Чахар-Баг («Четыре сада»). Она представляет собой бульвар с проложенным посредине каналом. По обеим ее сторонам зеленеют сады, а в глубине, за деревьями, высятся дворцы. В центре города шах Аббас решил соорудить Царскую площадь (Мейдани-Шах), на которой намеревался устраивать игры в поло. Даже в наши дни эта площадь, окруженная великолепными зданиями, поражает своими громадными размерами: 150 х 500 м. Со всех сторон она обрамлена двухъярусными аркадами. С северной, более узкой стороны сооружены ворота, за которыми простирается базар. С западной стороны находится дворец Али-Капу (XV в.). Отсюда шах Аббас мог любоваться конными играми. С восточной стороны площади возведена небольшая, но очень красивая мечеть шейха Лотфоллы (1603-1617).

Наконец, с южной стороны Мейдани-Шах расположился подлинный шедевр, воздвигнутый в годы правления Аббаса Великого, — Шахская мечеть. Облицованная голубыми изразцами и украшенная бесчисленными узорами из цветов, она неизменно напоминает райский сад. Внутренние дворики соседних медресе тоже кажутся райскими садами в миниатюре, где в окружении зелени застыли бассейны с водой. Здесь особенно хорошо чувствуешь всю красоту и великолепие Шахской мечети.

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru