Сикстинская капелла

33Сикстинская капелла названа в честь папы Сикста IV, но ее история неразрывно связана с именем Микеланджело Буонарроти (1475-1564), украсившего своими великолепными фресками потолок этого здания. Но он — не единственный знаменитый художник, который участвовал в оформлении капеллы. Здесь можно увидеть работы таких мастеров, как Перуджино и Боттичелли. Даже архитектор капеллы, хоть имя его и редко упоминается, — фигура известная. Однако перед шедеврами Микеланджело меркнут любые другие произведения.

ИСТОРИЯ

Сикстинская капелла построена по заказу папы Сикста IV (Франческо делла Ровере, годы понтификата: 1471-1484). Он задумал возвести себе прелестную домашнюю часовню прямо по соседству с папскими покоями, на фундаменте античной Великой капеллы. Планировку папа поручил скульптору и архитектору Баччо Понтелли (1450-1492). Тот спроектировал довольно скромное здание в духе архитектуры Возрождения. Его длина составила 41 м, ширина — 13,5, а высота — 20,5 м. Соотношения длины к ширине (3 : 1) и длины к высоте (2 : 1) были такими же, как у легендарного храма Соломона. Перекрывал помещение цилиндрический свод с люнетами над окнами, которые делят стену на 3 горизонтальные зоны. Выполнять задуманное взялся папский архитектор Джованни де Дольчи.

Для оформления капеллы были приглашены лучшие мастера раннего Возрождения. Росписи в средней части стены выполнили Сандро Боттичелли (1445-1510), Пьетро Перуджино (около 1452-1523), Лука Синьорелли (около 1450-1523), Доменико Гирландайо (1449-1494) и Козимо Розелли (1439-1507). Ими создан цикл фресок, в котором событиям из жизни Иисуса Христа соответствуют сцены из жизни Моисея. Подлинными шедеврами этого цикла можно назвать «Наказание Корея, Дафана и Авирона» Боттичелли и «Передача ключей святому Петру» Перуджино.

Потолок Сикстинской капеллы Сикст IV решил расписать звездами на фоне ночного неба. Но его племяннику Юлию II (Джулиано делла Ровере, годы понтификата: 1503-1513) не понравился этот непритязательный узор. В 1508 г. он предложил Микеланджело заново расписать потолок капеллы. Наконец, в 1533 г. папа Климент VII (Джулио де Медичи, годы понтификата: 1523-1534) поручил художнику выполнить для алтарной стены капеллы фреску «Страшный суд».

Еще при жизни Микеланджело это произведение показалось папе Павлу IV (Джанпьетро Караф-фа, годы понтификата: 1555-1559) непристойным, потому что в нем было множество обнаженных фигур. Тогда папа велел закрыть их срамные места, зарисовав тканями. Однако к пятисотлетию со дня рождения Микеланджело в Ватикане решили тщательно реставрировать фрески мастера.

Работы продлились до 1999 г. Поздние подмалевки были удалены, с росписей сняли и вековую копоть; они вновь явились перед зрителями в своем первоначальном блеске. Многие искусствоведы, правда, критиковали труд, проделанный реставраторами, поскольку те, возможно, удалили и изменения, внесенные в эту фреску самим Микеланджело. С другой стороны, посетители капеллы видят теперь фрески такими же яркими и красочными, как и столетия назад, а потому и поражаются работе художника не меньше, чем его современники. Расхожее мнение о том, что сам Микеланджело предпочитал краски мрачные и приглушенные, теперь опровергнуто.

В наше время в Сикстинской капелле проходят собрания кардиналов, и, прежде всего, там устраивается конклав, на котором избирают нового папу.

ФРЕСКИ МИКЕЛАНДЖЕЛО

Над своим первым шедевром, росписью плафона Сикстинской капеллы, Микеланджело работал 4 года. Средствами живописи он воссоздал архитектурные формы: пилястры, карнизы и мраморные вставки. Разделив потолок на 9 частей, он изобразил на этих полях сцены из Книги Бытия. В боковом поясе свода он запечатлел пророков и сивилл, а в люнетах над окнами — предков Иисуса. На потолке, по бокам библейских сцен, расположились аллегорические изображения, игнудии, — обнаженные юноши, увенчанные гирляндами и символами папской власти.

Всего он расписал плафон общей площадью около 550 кв. м, изобразив на нем более ста громадных фигур, каждая из которых наделена своими приметными, индивидуальными чертами. Пожалуй, самая известная из этих фресок — «Сотворение Адама». На ней Бог Саваоф прикосновением пальца к вытянутой руке Адама пробуждает его к жизни.

Микеланджело работал на деревянном помосте, запрокинув голову и плечи так, что порой голова его была всего в сантиметрах от потолка. Краска постоянно осыпалась ему на лицо. Трудился он изо дня в день, с первых рассветных лучей до вечерних сумерек, и не спускался с помоста даже, чтобы поесть. Фрески нужно было расписывать по еще сырой штукатурке, а значит, всякий раз, когда надо было внести изменения в готовую работу, приходилось отбивать штукатурку и покрывать ею эту часть потолка заново. Все эти 4 года художник постоянно чувствовал себя больным и опасался ослепнуть. Работой же своей Микеланджело оставался недоволен, ведь он был скульптором, жаловался он, а не живописцем.

Над «Страшным судом» Микеланджело трудился 8 лет. На этой фреске, занимающей площадь почти 200 кв. м, запечатлен Иисус Христос, вершащий Суд над людьми. Изображая Ад, художник, несомненно, следовал мотивам «Божественной комедии» Данте (1265-1321). Все поле фрески заполнено человеческими телами. Всего здесь показаны почти четыре сотни фигур.

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru