Система дамб и шлюзов под названием «Дельта» на побережье Нидерландов

20Море в Нидерландах напоминает о себе всюду. Эти «низменные земли» (так переводится название страны) в среднем лежат всего на метр выше уровня моря, а 27 % территории Нидерландов находятся даже ниже уровня моря (на этой территории проживает около 60 % населения страны. — Прим. перев.). Поэтому жители страны вынуждены постоянно защищать свои земли от наступления стихии. На отдельных участках побережья естественной преградой волнам служат дюны; в других местах пришлось возводить сложную систему дамб и плотин. Штормовые нагонные наводнения особенно угрожают юго-западному побережью страны, а потому именно здесь была построена система гидротехнических сооружений, которые перекрывают громадные заливы Северного моря, далеко вдающиеся в сушу. Эта система получила название «Дельта». Она состоит из четырех больших плотин и шести дамб и шлюзов, расположенных в глубине. Главная часть системы — это комплекс противоштормовых сооружений в Восточной Шельде. Возведенный здесь «щит» из 62 стальных подъемных ворот защищает сушу от наводнений.

КАТАСТРОФА

Решение о строительстве этой громадной системы дамб и плотин было принято после катастрофического наводнения 1953 г. В ночь на первое февраля штормовой прилив обрушился на юго-западное побережье Нидерландов. Уровень моря повысился на 5 м по сравнению с нормой. Всего за несколько часов произошло 67 крупных и около 400 мелких прорывов плотин. Сила ветра достигла 12 баллов; он гнал морские валы к берегу. Вскоре почти весь юго-запад страны оказался под водой. Многих людей беда застала врасплох; ничего не подозревая об опасности, грозившей им, они спокойно спали. Катастрофа унесла жизни 1800 человек; 72 тыс. удалось эвакуировать. После этой страшной ночи прошло несколько недель, прежде чем пострадавшие сумели вернуться в покинутые ими районы. Именно это бедствие и заставило власти страны задуматься о массовом строительстве дамб и других сооружений, призванных защитить людей от ударов морской стихии.

Читайте также:  Евротуннель

ПРОЕКТ

Специальная комиссия, созданная после катастрофы, посоветовала полностью перегородить плотинами морские заливы, вдающиеся вглубь страны, чтобы отрезать их от открытого моря. Это позволило бы сократить незащищенную береговую линию с 700 км всего лишь до 25.

Теперь население страны было бы гораздо легче обезопасить от наводнений. Кроме того, комиссия, обследовав береговые сооружения, предложила увеличить высоту всех дамб и плотин до 5 м над уровнем моря. В таком случае, по расчетам экспертов, опасность повторения катастрофы тех же масштабов, что и в 1953 г., составит всего 1 : 4000. Было решено также не перегораживать плотиной Западную Шельду, поскольку из-за этого нарушилось бы морское сообщение с Роттердамом и Амстердамом.

СТРОИТЕЛЬСТВО

За осуществление этого честолюбивого проекта в Нидерландах взялись в 1958 г., когда было получено согласие парламента. Для начала приступили к возведению сборно-разборной плотины на Голландском Эйсселе, к востоку от Роттердама. По берегам реки были построены четыре бетонные башни. Двое стальных ворот должны были защищать от затопления лежащие за ними низменные районы северной части Бенилюкса. Эти ворота длиной 80 м обычно подняты, что позволяет судам миновать их. Следующий участок проекта — это две дамбы, соединяющие острова Валхерен и Бевеланд. В 1961 г., после их возведения, между этими островами образовалось озеро, наполненное морской водой, смешанной с пресной. Еще больше защитное сооружение, расположенное между островами Шоувен-Дювеланд и Гуре-Оверфлакке.

Здесь дамба с водопропускным шлюзом перегородила морской залив шириной шесть километров. Впоследствии ее высота была увеличена за счет того, что песок стали выкачивать со дна моря и по трубопроводу подавать на песчаную отмель.

Однако самый большой участок укреплен галькой и крупными камнями, которые доставляли на паромной барже. С ее помощью перевозили до 10 т камней за один рейс. Строительство велось семь лет и завершилось в 1965 г. В 1971 г. были сооружены еще три дамбы; самая большая из них — Харинг-влит протяженностью 4,5 км. В штормовую погоду ее ворота закрываются. Сами же ворота предназначены для того, чтобы воды Мааса и Рейна, как и прежде, могли спокойно стекать в море.

Читайте также:  Марсельский блок

ВОСТОЧНАЯ ШЕЛЬДА

Наиболее сложной частью проекта стало сооружение плотины, перекрывшей Восточную Шельду. Здесь приливы особенно сильны, глубина моря достигает сорока метров, а расстояние между островами доходит до восьми километров. Поэтому строителям вновь пришлось намывать искусственные острова, доставляя материалы опять же с помощью паромной баржи. Однако здесь пришлось столкнуться еще с одним неожиданным препятствием. Местное население стало протестовать против строительства глухой плотины, поскольку это привело бы к уничтожению флоры и фауны Восточной Шельды. Проект был изменен. Теперь решено было перегораживать залив лишь в случае опасности. Для этого построили ворота, которые закрывались только во время штормового нагона воды. Опоры ворот установили на специально осушенных участках моря — польдерах. После этого их снова затопили, на буксире доставили к ним бетонные башни массой 18 т, и те заняли отведенное для них место. В настоящее время всю Восточную Шельду можно перегородить за 80 минут.

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru