Версаль

28Когда-то деревня Версаль, лежавшая в двадцати километрах от Парижа, принадлежала епископу Парижскому. В начале XVII в. здесь находился скромный охотничий замок французских королей. В 1631 г. король Людовик XIII (1601-1643) приказал осушить болотистую равнину, простиравшуюся вокруг, и обустроить там террасы, а его сын, Людовик XIV (1638-1715), воздвиг на этом месте самый великолепный в Европе дворцово-парковый ансамбль. На протяжении, полувека более 35 тыс. человек сооружали в Версале загородную резиденцию монарха. В этой работе принимали участие самые знаменитые архитекторы, художники, скульпторы и декораторы. Когда в 1661 г. королевский министр финансов Никола Фуке, обуреваемый гордостью, устроил пышный праздник по случаю завершения строительства своего нового дворца Во-ле-Виконт, изумленный монарх увидел, что своим великолепием усадьба его чиновника затмила все королевские владения. Вскоре Фуке, уличенный в огромных хищениях, был брошен в тюрьму, а архитекторы и художники, работавшие на него, перешли на службу к королю. Это и зодчий Луи Лево (1612-1670), и живописец Шарль Лебрен (1619-1690), и мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр (1613-1700). После смерти Лево король пригласил в Версаль архитектора Жюля Ардуэна-Мансара (1646-1708), который тогда, на излете эпохи барокко, считался представителем строгого, гармоничного классицизма.

ДВОРЕЦ

Версаль, прежде всего, грандиозен. Воздвигнутый в эпоху барокко, он лишен характерных черт этого стиля: пышности, аффектации, текучести архитектурных форм. Королевский дворец в Версале отличается, в первую очередь, холодным, трезвым великолепием. Его внешнее убранство, скорее, можно назвать скромным, в то время как размах не может не поражать. Длина дворца достигает 700 м, а ширина превышает 400 м. Однако, несмотря на эти гигантские размеры, его пропорции четко выдержаны, и потому здание выглядит очень гармоничным.

Его главная часть, возведенная на месте охотничьего замка, имеет П-образную форму. Находящийся здесь парадный двор выложен по распоряжению Людовика XTV мрамором. К основному корпусу пристроены два боковых крыла, окружающих Cour Royal, Королевский двор, куда дозволялось въезжать лишь карете короля.

Строго по центру старого замка располагался Большой салон, вытянутый с запада на восток. Людовик велел перестроить его, превратив в Chambre de Roi, королевские покои. Здесь проводилась знаменитая церемония «утреннего пробуждения короля», Grand Lever.

При всей внешней строгости Версальского дворца отделка его помещений поражала своей необычайной роскошью. Вопросы комфорта, впрочем, не занимали Людовика XIV. Его фаворитка и морганатическая супруга, маркиза Франсуаза де Ментенон (1635-1719), признавалась: «Его интересуют лишь размах, великолепие и симметрия; он готов сколько угодно сносить сквозняк, гуляющий в залах, лишь бы все двери располагались одна напротив другой».

Произведения искусства, украшающие Салон Геркулеса и Салон Аполлона, наглядно свидетельствуют о том, насколько же важно было для короля ощущать свое сходство с легендарным античным героем Геркулесом и богом Солнца, Аполлоном. Среди множества роскошных комнат, парадных залов и галерей особенно выделяется Зеркальная галерея, протянувшаяся на 73 м вдоль фасада, обращенного к парку. Одну ее стену образуют окна в арочных проемах, а другую — расположенные напротив зеркала, в которых до бесконечности отражаются отдельные части помещения.

Центральную часть Версальского дворца занимал сам король, в то время как в громадном южном крыле находились придворные. В 1677 г. Людовик XIV перенес в Версаль свою официальную резиденцию. Сюда же переехали министры и другие видные чиновники, обязанные постоянно присутствовать на различных совещаниях. Все они вынуждены были жить вдали от своих поместий. В северном крыле дворца расположились королевская капелла, оперный театр и картинная галерея.

ПАРК

В Версальском парке, занимавшем ранее площадь почти 2500 га, царят те же роскошь, размах и симметрия, что и в стенах дворца. Андре Ленотр приступил к созданию паркового ансамбля в 1667 г.

Все здесь до мельчайших деталей выверено с геометрической точностью, все — от цветочных клумб до живых изгородей, подстриженных с поразительным педантизмом. Скульптурные украшения являют собой аллегории, прославляющие Людовика XIV — «короля-солнце», средоточие державы. Построив Canal Grande, Большой канал, протяженностью 1,5 км, Ленотр продлил в парк главную ось дворца (вдоль этой оси располагалась, например, спальня короля). Центральное место в парковом ансамбле занимал «Бассейн Аполлона» — скульптурная композиция размером 82 х 116 м, изображавшая бога Солнца, правящего колесницей, в которую впряжены кони и морские божества. Все дороги в парке сходились к этой громадной группе статуй. С расположенной рядом круглой площади (Звезда короля) открывался чудесный вид вдаль, вплоть до самого горизонта. Здесь с особенной остротой ощущалось, что все вокруг подверглось педантичной планировке. В самом деле, по распоряжению Людовика XTV, из городка Версаль в сторону дворца теперь вели три громадные лучевые аллеи, сходясь по направлению к королевской спальне.

Дворец «короля-солнце», как и Версальский парк, стали теми образцами, по которым были возведены резиденции многих европейских монархов, например, Зимний дворец в Санкт-Петербурге (1754-1817, архитектор Растрелли).

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru