Виадук Мийо

1Gorges du Tarn, долина реки Тарн, лежащая к северу от города Мийо, — один из самых красивых пейзажей, встречающих отпускников, которые направляются в южную часть Центрального массива во Франции. Вот только тем, кто спешил добраться до южного побережья Франции или Испании, эта величественная картина до недавнего времени добавляла лишь головной боли. Дорожное движение здесь резко замедлялось. Туристы, следовавшие, к примеру, по шоссе Е 11 из Парижа в сторону Барселоны, в районе Мийо вынуждены были пускаться в объезд, делая крюк в добрую сотню километров. С началом же летних отпусков в этом месте возникали бесконечные пробки. Так что, речь о сооружении моста через долину реки Тарн велась уже давно. Но ведь глубина долины — 270 м! Таких высоких мостов еще никогда не строили. Двадцать лет продолжались изыскательские и подготовительные работы. Наконец, в 2001 г. возведение этого удивительного виадука началось.

КОНСТРУКЦИЯ

Виадук Мийо — это вантовый мост. Стальные тросы-ванты поддерживают дорожное полотно и нижнюю часть конструкции. Один их конец крепится к высоким мачтам (пилонам), а другой — к середине моста, к разделительной полосе. Всего возведено 7 пилонов; от каждого веером отходят 22 стальных троса толщиной с человека. Расстояние между опорами составляет 345 м. Общая длина виадука Мийо достигает почти 2,5 км. Это один из самых длинных вантовых мостов в мире.

Но особенно поражает его высота — 270 м, если подсчитывать от полотна автострады. Ну а если измерять от основания самого высокого пилона до его вершины, то получается 343 м. Таким образом, виадук Мийо оказался выше пешеходного моста короля Джорджа в штате Колорадо, построенного еще в 1929 г. (его высота равна 320 м). Впрочем, у этого американского моста наибольшая высота пилона составляет всего 46 м, ведь возведен он над очень узким ущельем, а потому опоры у него установлены лишь по краям.

Высота опор виадука Мийо, наоборот, очень значительна — от 77 до 245 м. Их ширина достигает 27 м, а поперечное сечение имеет форму ромба. Испытания, проведенные в аэродинамической трубе, показали, что подобные пилоны более устойчивы, чем традиционные опоры прямоугольного сечения, поскольку при сильных порывах бокового ветра площадь поверхности, подвергающаяся нагрузке, будет заметно меньше. В этой долине, кстати, скорость ветра нередко достигает 200 км/ч. Конструкторы же, заботясь о безопасности, проектировали этот мост и вовсе в расчете на то, что он должен выдерживать порывы ветра скоростью до 250 км/ч. Фундамент его опор уходит вглубь на 15 м, а их диаметр составляет 5 м.

С обеих сторон полотно автострады ограждено слегка вогнутыми плексигласовыми стенками, которые защищают автомобили от шквалистого ветра. Уклон моста равен 3 %, а радиус кривизны — 20 км. На сооружение виадука Мийо ушло в общей сложности свыше 200 тыс. т бетона. Само дорожное полотно изготовлено из стали и весит 36 тыс. т, что составляет менее 20 % от общей массы бетонной конструкции. Покрыто дорожное полотно слоем асфальта толщиной всего 7 см.

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

В 1996 г. был объявлен конкурс на строительство моста над долиной реки Тарн. Его выиграл знаменитый британский архитектор Норман Фостер (родился в 1935 г.). Возведение виадука было поручено фирме «Eiffage» , основанной когда-то Поставом Эйфелем (1832-1923). Эта строительная фирма-инвестор воздвигла мост за свой счет, получив за это концессию на 75 лет. За это время она рассчитывает возместить понесенные расходы на сооружение моста в размере 400 млн. евро. После этого виадук Мийо перейдет в собственность государства. Размер дорожного сбора, как показывают расчеты, должен составлять от 5 евро для легковых автомобилей до 20 евро для грузовых автомобилей.

Помимо компании «Эйффаж» в сооружении моста участвовали еще около 600 фирм из разных стран мира. Так, фирма «Dillinger Hiitte» из Саара занималась поставками толстолистовой стали для его несущих конструкций. Они собраны из четырнадцати отдельных сегментов каждая. Масса одного сегмента составляет 2500 т, длина — около 175 м, а ширина — 32 м — такая же, как ширина всего моста. С помощью гидравлических устройств эти громадные блоки подвигали на уже смонтированную часть моста, а затем закрепляли. Благодаря лазерной юстировке, а также системам спутниковой навигации точность монтажа исчислялась миллиметрами. Мюнхенская фирма изготовила поверхности скольжения направляющих из специального, высокопрочного полимера. Монтаж дорожного полотна вели одновременно с обеих сторон. Для этого использовались стальные вспомогательные пилоны, установленные между бетонными опорами.

Еще на этапе строительства более полумиллиона человек осмотрели будущий мост, хотя вход на строительную площадку был запрещен. Четырнадцатого декабря 2004 г. состоялось торжественное открытие виадука, а 2 дня спустя по нему началось автомобильное движение — на 3 месяца раньше, чем планировалось. Французы гордо называют виадук Мийо «Пондю-Гаром XXI века» .

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru