Вискирхе

44Стиль рококо родился около 1725 г. в Париже. Новый французский король, боязливый Людовик XV (1710-1774), будучи не в силах выносить помпезный придворный церемониал, заведенный его прадедом, «королем-солнцем», бежал из Версаля, распорядившись построить для себя небольшой дворец, где он мог бы чувствовать себя в домашней атмосфере. С этого бегства в частную, спокойную жизнь началось и решительное изменение стиля эпохи. Искусство барокко понемногу отходило в прошлое. В моду вошло все изысканное, светлое, элегантное; сами стены дворцов как будто растворялись в воздухе, скрываясь за обилием мелких декоративных украшений. Внезапно немецких князей увлекла новая забава — они стали строить себе фривольные замки. В Австрии же и Южной Германии этот напоенный легкостью стиль даже увлек церковные власти. Пожалуй, лучшим образцом христианской архитектуры в духе рококо является паломническая церковь Вискирхе, возведенная близ Штайнгадена.

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

С трудом верится, что эта удивительно жизнерадостная церковь посвящена такому трагическому событию, как бичевание Иисуса Христа. Сооружена Вискирхе в очень живописном месте в Верхней Баварии, в предгорьях Альп.

На фоне горных вершин она хорошо видна издали. С ее появлением связана легенда. В 1730 г. два монаха расположенного поблизости, в Штайнгадене, монастыря, намереваясь совершить шествие в Страстную пятницу, изготовили статую бичуемого Христа. Однако та выглядела так скорбно, что верующие просто не могли на нее смотреть.

Тогда ее взяла себе одна крестьянская семья — Лори, жившая в небольшой деревушке Вис. Однако 14 июня 1738 г. случилось чудо. По словам добросердых крестьян, статуя Христа внезапно стала источать слезы. Прослышав об этом, в деревушку потянулись толпы паломников. Популярность Спасителя из деревни Вис стремительно росла. В 1740 г. монахи из Штайнгадена даже возвели здесь небольшую капеллу, которую и поныне можно увидеть на площади посреди парка. Прошло всего несколько лет, и в 1745 г. аббат Мариан Майр (1745-1772) поручил братьям Циммерман построить здесь паломническую церковь.

Доминик (1685-1766) и Иоганн Батист Циммерманы (1680-1758) считались одними из самых авторитетных художников Южной Германии. Доминик занимался архитектурой и украшениями из лепнины, а его брат, Иоганн Батист, — плафонными росписями. Новый стиль — рококо — пришелся по душе братьям Циммерман. Ведь их работы и прежде отличались яркостью, пышностью красок и жизнерадостным характером. Для них, как и для некоторых других мастеров, оформлявших Вискирхе, эта церковь была последним в их жизни крупным произведением. Она стала поистине вершиной их творчества. По окончании работ Доминик Циммерман не хотел более расставаться с деревушкой Вис, построил себе дом неподалеку от церкви, где и жил до смерти.

Вискирхе считалась одной из самых известных паломнических церквей XVIII в. Однако судьба непостоянна. В 1803 г. это «никому не нужное здание» собрались продать с молотка, а затем снести. Тогда местные крестьяне возмутились и все же сумели отстоять свой чудесный храм.

ЦЕРКОВЬ

Снаружи эта церковь кажется ничем не примечательной — тем большее потрясение ожидает тех, кто заглянет внутрь. Конечно, еще издали можно отметить ритмичное членение ее стен (авторство Доминика Циммермана), но в целом она выглядит очень сдержанно. Ее стены окрашены в пастельно-желтые и белые тона; лепные украшения, немного игривые на вид, можно заметить лишь на дверях и возле оконных проемов. Над центральной частью помещения — там, где собирались прихожане, — крыша несколько выше, чем над остальным храмом. К хору Вискирхе примыкает двухъярусная башня, увенчанная характерным луковичным куполом. Внутри же церкви царит настоящее буйство форм и красок, живописи и архитектуры.

Помещение, отведенное для прихожан, имеет форму овала, по обеим сторонам которого белые пилоны отмечают расположение обходной галереи. Переход от стен к плоскому потолку храма выполнен в виде нескольких карнизов, уступами поднимающихся ввысь. Бесчисленные лепные украшения покрывают эти карнизы. Всюду царит белизна и позолота, в огромные окна вливается свет. Возникает какое-то ощущение ослепительной легкости. Выпуклые формы чередуются с вогнутыми.

К этому помещению примыкает продолговатый хор, оформленный еще расточительнее. Он окружен двухъярусной аркадой, верхняя ложа которой украшена голубыми колоннами из искусственного мрамора. Они разительно контрастируют с четырьмя колоннами из красного мрамора, воздвигнутыми в главном алтаре. Ближе к алтарю пышность и великолепие отделки лишь нарастают, все становится многозначительнее, сложнее, но меняются и цвета — они теперь гуще, темнее, но при этом художникам удается избежать мрачных мотивов.

Рассеять этот сумрак помогают и огромные деревянные скульптуры главного алтаря; они окрашены в белый цвет с небольшим добавлением позолоты. Эти фигуры, запечатлевшие отцов церкви — Иеронима, Амвросия Медиоланского, Августина и Григория Великого, — стали высшим достижением в творчестве тирольского скульптора Антона Штурма (1690-1757). Свою посильную лепту внес и Эгид Ферхельст (1696- 1749), изваявший четырех евангелистов и двух пророков. Статуя бичуемого Христа находится в нижней части главного алтаря, занимающего всю торцовую стену. Впечатление от нее лишь усиливает алтарная фреска — изображение воскресшего Христа.

Плафонные росписи Иоганна Батиста Циммермана благодаря особым, иллюзионистическим эффектам связывают воедино помещение общины и хор. Мотивы этих работ — страдание, покаяние и спасение — снова и снова напоминают о бичевании Иисуса Христа, что контрастирует с удивительной атмосферой, царящей в храме.

Вверх страницы