Зимний дворец в Санкт-Петербурге

43Зимний дворец живописно расположился на южном берегу Невы. Его зеленый фасад, украшенный многочисленными белыми пилястрами и выступами, — это блестящий пример архитектуры русского барокко. Здание решено в виде мощного каре с большим внутренним двором. С восточной стороны к нему примыкает Малый Эрмитаж, построенный для хранения коллекции картин, собранных царями. Однако Зимний дворец больше, чем архитектурный памятник, больше, чем музей. Его судьба и теперь еще напоминает о том, что в российской истории всё относительно. В его стенах будущая императрица Екатерина Великая (1729-1796) готовила дворцовый переворот, намереваясь свергнуть с престола своего мужа. Здесь заседало Временное правительство Керенского, низложенное в октябре 1917 г. большевиками. С этого события и началась революция. Одним словом, историю России невозможно представить себе без Зимнего дворца.

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Стоит ли удивляться тому, что уже первая постройка, появившаяся на месте Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, тесно связана с одной из главных фигур русской истории — с Петром Великим (1672-1725). Уже в 1711 г. здесь по его приказу началось сооружение небольшого двухэтажного здания. Впоследствии оно дважды расширялось, но теперь уже мало что напоминает об этом. Своим нынешним обликом Зимний дворец обязан архитектору эпохи барокко Варфоломею Варфоломеевичу Растрелли (1700-1771). В 1754 г. ему было поручено возвести новое здание дворца. Когда строительные работы завершились, сюда сразу же переехала и новая царица — Екатерина Великая. Это роскошное здание в стиле позднего барокко и сегодня сохранилось практически в том же виде, что и в XVIII в. Правда в 1837 г. часть помещений Зимнего дворца была уничтожена пожаром, пострадал дворец и в годы Второй мировой войны, но усилиями реставраторов здание было восстановлено в оригинальном виде.

ЗЕЛЕНЫЙ И БЕЛЫЙ

Использование зеленого и белого цветов было фирменным знаком архитектора Растрелли, в чем мы можем убедиться и сегодня. Фасад Зимнего дворца окрашен в любимые цвета мастера. Преобладают нежные зеленые тона с постоянным вкраплением белого цвета; та же белая краска окаймляет окна дворца; все декоративные колонны и пилястры покрыты побелкой.

Над многочисленными окнами с полуциркульными арками виднеются украшения в виде раковин и масок. На плоской крыше дворца установлены скульптуры и каменные вазы высотой более трех метров. Все они обращены в сторону фасада. Такова декоративная отделка всех четырех фасадов дворца; в то же время все они немного отличаются друг от друга. Так, края восточного и западного фасадов подчеркнуты с помощью особых выступов — ризалитов. Посредине южного фасада высятся три въездные арки, закрытые коваными чугунными воротами. Они ведут во внутренний двор Зимнего дворца.

ВЕЛИКОЛЕПИЕ ИНТЕРЬЕРОВ

Помещения Зимнего дворца также оформлены в стиле барокко. Часть залов, как и наружный фасад дворца, выполнены по проекту Варфоломея Растрелли. Например, Иорданская лестница, ведущая на второй этаж, — ее называют также Посольской лестницей, — полностью отвечает его эстетическим вкусам. Она украшена белыми лепными растениями. Поднявшись по этой лестнице, попадаешь в Большой тронный зал (Георгиевский зал), также оформленный Растрелли. Это — еще один блистательный пример русского барокко. Здесь привлекают внимание пышные орнаменты, украшающие потолок зала, и прекрасный паркетный пол, выложенный из древесины шестнадцати пород. Можно упомянуть и другие, не менее великолепные залы, например, Гербовый зал, в котором проводились приемы, или Николаевский зал площадью 1100 кв. м, где устраивались большие балы. Нельзя не назвать и Малую (Белую) столовую. В ночь с 25 на 26 октября 1917 г. здесь проводилось последнее заседание Временного правительства Керенского (1881-1970), на которое ворвались большевики и арестовали всех министров. Каминные часы все еще показывают время этого рокового для России события.

ЭРМИТАЖ

Нельзя не упомянуть и Эрмитаж. В 1775 г. к востоку от Зимнего дворца было сооружено здание Малого Эрмитажа.

Здесь расположилась коллекция картин, собранная царями. Однако собрание это постоянно пополнялось все новыми работами, а потому его хранилище пришлось расширить. Вот так, всего через двенадцать лет, в 1787 г., было открыто здание Старого Эрмитажа. В 1839 г. началось возведение Нового Эрмитажа, примыкавшего к появившимся ранее постройкам. С восточной стороны дворцовый комплекс завершает Эрмитажный театр, построенный в те же годы, что и Старый Эрмитаж. Театр сооружен на месте второго Зимнего дворца. Сегодня и в его стенах расположилась музейная экспозиция. Ежегодно дворцовый комплекс Эрмитаж посещает около 3,5 млн. человек. Он по праву считается одним из крупнейших музеев мира.

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru