Дельфы

62Для древних греков «пуп земли» находился в мирной ложбине, затерянной среди отрогов Парнаса, — в Дельфах. В одном из греческих мифов говорится, что отец богов, Зевс, повелел двум орлам лететь с одного края мира на другой: первый спешил с востока на запад, а второй — в обратную сторону. Там, где им суждено было встретиться, и быть середине мира. Этим местом оказались Дельфы. С тех пор об этой истории напоминает искусно изваянный камень — Омфал («Пуп земли»). Он отмечает, как полагали греки, центр ойкумены.

В Дельфах же находилась и расселина скалы, из которой поднимались вулканические испарения. Стоило их вдохнуть, как чувства и ум меркли. Еще пеласги, жившие в этом краю до прихода греков, почитали здесь богиню земли — Гею. Греки же посвятили это священное место богу Аполлону, предсказателю будущего, ведь именно в окрестности Дельф он сразил громадного змея Пифона. По приказу Геи тот охранял ее святилище.

В период своего расцвета Дельфы были центром всего греческого мира. Этот оракул являлся национальной святыней, которая объединяла самые разные, часто враждовавшие друг с другом греческие племена и государства. Тысячи греков — от простых людей до царей — каждый год отправлялись в Дельфы, чтобы получить у жриц Аполлона ответы на вопросы, которые более всего волновали их.

СВЯТИЛИЩЕ

Чтобы попасть в Дельфы, нужно было преодолеть путь, полный трудностей, — Священную дорогу, которая вела со стороны прибрежной равнины в святилище, петляя среди крутых скал, пока не поднималась на высоту 600 м над уровнем моря, где и лежал храм. Вдоль этой дороги располагалось множество сокровищниц и жертвенных даров — подлинных произведений искусства. У каждого города-государства была своя сокровищница, в которой хранились принесенные сюда дары. Так, сокровищница, сооруженная жителями острова Сифнос, была хоть и очень небольшой, но чрезвычайно пышно украшенной. На ее искусно выполненных фризах запечатлены сцены сражений богов и гигантов, греков и римлян. Жители острова Наксос установили колонну, которую венчал крылатый сфинкс. Знаменита была и статуя Возничего — бронзовая скульптура в натуральную величину. Эту статую вместе с квадригой в 470 г. до н. э. прислал в Дельфы из далекой Сицилии тиран города Гела.

На территории священного участка, занимавшего площадь порядка 150 х 200 м, располагались также спортивные сооружения, театр, купальни и храм, возведенный в честь бога врачевания Асклепия (в этом храме лечили пришедших в Дельфы паломников). Начиная с VI в. до н. э., каждые 4 года в сентябре месяце здесь проводились Пифийские игры, посвященные Аполлону. Главное место отводилось музыкальным состязаниям, а еще устраивались театральные представления, гонки колесниц и атлетические соревнования. От главной святыни Дельф — величественного храма Аполлона, возведенного над священной расселиной, — сохранился только фундамент. Но он не дает представления о том, как был обустроен этот храм изнутри, какие помещения в нем имелись. На фотографиях Дельф можно увидеть, как правило, лишь вытянутые в длину руины храма, который, строго говоря, лежал за пределами священного участка. Храм Аполлона находился на территории, отведенной богине Афине. От святилища самой Афины — изящного, круглого храма (толоса) дорического ордера — уцелели лишь 3 колонны (этот храм был возведен в V или IV вв. до н. э. Феодором Фокейским).

РИТУАЛ

Любой человек, прибывавший в Дельфы, чтобы задать вопрос Аполлону, должен был выполнить определенный ритуал. Для начала ему следовало омыться водой из Кастальского источника. Затем к нему подводили козу, и он брызгал на нее холодной водой до тех пор, пока та не начинала дрожать, после чего ее можно было принести в жертву. Уплатив некоторые деньги, паломник получал право записать свой вопрос на табличке, которую и передавал жрецу. Позднее тот показывал ее жрице-прорицательнице — пифии.

Они восседали на позолоченном треножнике прямо в святая святых храма Аполлона, над курившейся расселиной, и жевали лавровые листья, чтобы еще сильнее опьянить себя. Жрецы толковали их сбивчивые ответы, записывали их слова в стихотворной форме и уведомляли просителя.

Многие вопросы касались повседневных забот, например, того, как заработать деньги или избавиться от бесплодия. Но, по традиции, к оракулу обращались и в надежде уладить какие-то политические споры, скажем, гадая, можно ли основать в выбранном месте колонию или нет. Некоторые ответы вошли в историю. Так, лидийский царь Крез (около 595-547 гг. до н. э.) получил предсказание, что, выступив в поход против царя персов Кира, он разрушит великое царство. Ободренный этими словами Крез начал войну — и лишился своей державы.

К середине V в. до н. э. оракул постепенно утратил свое былое значение, а когда во II в. до н. э. римляне захватили Дельфы, деятельность святилища почти прекратилась. Однако официально оракул был закрыт только при императоре Феодосии (347-395 гг. н. э.).

Вверх страницы