Колизей

70Римский император Веспасиан (9-79 гг. до н. э.) прослыл толковым, но скупым правителем. Со словами («Деньги не пахнут») он обложил налогом даже нужники, брал «деньги с мочи», как говаривал он сам. И он же даровал своим подданным арену таких размеров, что ей могли бы позавидовать многие футбольные клубы из тех, что выступают сегодня в ведущих чемпионатах Европы.

Мудрый правитель понимал, что народ жаждет «хлеба и зрелищ». Жестокие бои гладиаторов, столь популярные в Древнем Риме, вошли в повседневную жизнь римлян еще в III в. до н. э. Знатные римские семьи переняли у этрусков обычай в дни погребения прославленных мужей устраивать показательные поединки, кончавшиеся смертью побежденных. В 105 г. до н. э. тогдашние консулы Римской республики впервые официально организовали гладиаторские бои для народа — этим они надеялись отвлечь римлян от страха перед грозившим городу нападением германских племен кимвров и тевтонов. Впоследствии публичную жизнь Рима немыслимо было даже представить без этих «игр».

ТЕХНИКА

Уже один лишь вид Колизея поражает, и все же подлинные чудеса архитектуры и инженерного искусства скрываются внутри него. Амфитеатр, как подсказывает само его название (от греческого amphi, «вокруг»), это греческий театр, имеющий в плане форму круга. Чтобы возвести подобную постройку, требовалась особая технология. Если греки сооружали театр непременно на склоне горы и потому каждый следующий зрительский ряд располагался чуть выше предыдущего, то римлянам предстояло научиться возводить буквально на ровном месте такие громадные здания, как Колизей, вознесшийся ввысь на 50 м, и при этом не допускать их обрушения. Римляне переняли у этрусков технологию строительства сводчатых зданий и аркад и довели ее до совершенства. Это позволило им не только сооружать новаторские для того времени акведуки и мосты, но и строить здания театра прямо посреди города. Аркады стали фирменным знаком римской архитектуры, сформировали ее особую эстетику, совершенно отличную от греческих образцов.

Наружные стены Колизея состояли из трех ярусов аркад: нижний был украшен этрусско-дорическими колоннами, над ним располагалась ионическая аркада и, наконец, коринфская. Итак, с каждым новым ярусом декоративные элементы становились все легче и изящнее. Однако в это внешнее кольцо аркад были встроены шесть других аркад для того, чтобы вся эта конструкция могла выдержать нагрузку, создаваемую зрительскими рядами. Кольца аркад были рассечены 80 стенами-перегородками, которые расходились из центра арены наружу, наподобие лучей звезды. При возведении Колизея архитекторы использовали не только кирпичи, но и каменные блоки, а также кладку из литого бетона — еще одно новаторское изобретение римлян. Смешивая вулканические породы (пуццоланы), они изобрели во II в. до н. э. особый строительный раствор — своего рода бетон, который отличался невероятной прочностью. Получать его можно было путем литья.

Первоначально в Колизее имелось пять зрительских рядов. Верхний предназначался для женщин, дабы лишить их возможности пристально любоваться полуобнаженными телами атлетов, выступавших на арене. Позднее сын Веспасиана, Тит (39-81), велел надстроить Колизей; в этом ярусе были одни стоячие места, и предназначались они для простого люда. Сверху же, над стенами, высились мачты: на них натягивали огромный парусиновый навес, защищавший зрителей и бойцов от палящих лучей солнца. Лестницы и сиденья были мраморными. В аркадах второго и третьего яруса были установлены статуи; стены четвертого яруса украшали снаружи бронзовые щиты. Лучшие места в ложах нижнего ряда предназначались для императора и видных сенаторов. Восемьдесят арок — своего рода ворот, растянувшихся вдоль всего первого этажа, — вели внутрь, и все они (за исключением четырех) были пронумерованы; это помогало зрителям быстро отыскивать нужный им ряд. Их встречала внутри хитроумная система лестниц, коридоров, подъемников, подвалов, клеток для зверей и камер для гладиаторов. Все было предусмотрено здесь, чтобы без заминки проводить один поединок за другим.

Колизей представлял собой эллипс длиной 188 м и шириной 156 м. Размеры самой арены были таковы: 86 х 56 м. Первый сын Веспасиана, Тит, устроил сложную систему каналов, по которым на арену Колизея подавалась вода, и на глазах у зрителей разыгрывались морские сражения. В годы же правления его второго сына, Домициана (51-96), под ареной разрослась целая сеть коридоров и помещений: в одних стояли клетки, где дожидались травли дикие звери, в других каморках готовились гладиаторы, в третьих лежало оружие и прочие необходимые орудия, были и санитарные комнаты. Для подъема на арену декораций и устройства спецэффектов предназначались подъемные машины. Подземный коридор связывал подвалы Колизея с казармами, в которых за пределами амфитеатра жили гладиаторы.

По случаю открытия нового амфитеатра в Риме были устроены стодневные торжества, заполненные боями гладиаторов и травлей диких зверей. Вход в Колизей был бесплатным. Сделано это было для того, чтобы каждый римлянин мог восхититься грандиозной ареной. Ну а чтобы не получилось дикой давки в борьбе за лучшие места, зрителям выдавали нумерованные билеты.

В Средние века арена пострадала во время двух сильных землетрясений, а затем была превращена в каменоломню. Так что, теперь мы видим лишь голые стены, оставшиеся от нее.

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru