Ниневия

60«Ниневия, город великий», — большинству людей она памятна по Библии, по истории о пророке Ионе и ките. Ниневия, в самом деле, была великим городом. В VII в. до н. э. она ничуть не уступала Вавилону. Ассирийские цари сделали ее новой столицей своей державы и украсили ее роскошными дворцами. В ту пору, по оценке историков, численность ее жителей достигала почти 175 тыс. человек. Ее размеры составляли 4,4 х 2,1 км. Если панораму Вавилона определяли храмы Мардука и Иштар, то Ниневия была очень светским городом. Здесь выделялись, прежде всего, дворцы, которые возводили члены царского дома.

ИСТОРИЯ

Ниневия лежала на восточном берегу Тигра, напротив современного города Мосула. Как выяснили археологи, люди начали селиться здесь около 5000 г. до н. э. И все же долгое время Ниневия оставалась одним из скромных провинциальных городов Ассирийской империи. Ее расцвет связан с новым возвышением Ассирии, начавшимся в IX в. до н. э. Именно тогда политический и хозяйственный центр в этом регионе стал перемещаться с юга Месопотамии на север, что лишь пошло на пользу Ниневии. Тогда же ассирийские цари развернули оживленную строительную деятельность и несколько раз переносили свою столицу из одного города в другой. Так, Салманасар III (время правления: 858-824 гг. до н. э.) избрал для своей резиденции не Ашшур, а Нимруд. Саргон II (время правления: 722-705 гг. до н. э.) заново отстроил Дур-Шаррукин близ современного Хорсабада, а его сын Синаххериб (время правления: 704-681 гг. до н. э.), наконец, остановил свой выбор на Ниневии. Свой величайший расцвет этот город пережил при последнем могущественном царе Ассирии — Ашшурбанипале (время правления: 669-627 гг. до н. э.).

Ашшурбанипал был одним из немногих царей той эпохи, кто умел читать и писать. По его приказу в Ниневии была собрана знаменитая библиотека. Во время раскопок здесь обнаружили около 25 тыс. клинописных табличек (включая личный архив царя). Они содержали, прежде всего, тексты договоров и царских указов, но здесь же были найдены, например, и таблички с одним из величайших произведений мировой литературы — вавилонским эпосом о Гильгамеше. Благодаря этим глиняным книгам историки впервые получили достоверное представление об ассирийцах.

В 612 г. до н. э. мидяне и вавилоняне захватили Ниневию и сожгли ее, а затем уничтожили и всю Ассирийскую державу.

В середине XIX в. британский дипломат и археолог Остин Генри Лэйярд (1817-1892) обнаружил на холмах Куюнджик и Неби-Юнус великолепные рельефы и колоссальные статуи, многими из которых теперь можно полюбоваться в залах Британского музея. Однако от дворцов, которые они украшали, мало что сохранилось. Архитектуру ассирийской столицы лучше всего изучать на примере руин расположенного по соседству Дур-Шаррукина.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ

Уже Синаххериб развернул в Ниневии оживленную строительную деятельность. Пленники, захваченные во время очередных военных походов, — а ассирийцы забирали рабов тысячами, — возвели вокруг города новые двойные стены с башнями и зубцами. Чтобы наладить снабжение Ниневии водой, Синаххериб велел прорыть канал длиной 80 км, соединивший столицу с рекой Гомел, и, кроме того, распорядился соорудить плотину.

Дворец Синаххериба располагался в укрепленной цитадели, построенной на холме. Он занимал территорию площадью 500 х 240 м. Внутрь дворца вели 27 пышно украшенных ворот; их охраняли сфинксы и крылатые быки. Эти фантастические существа — характерные персонажи ассирийского искусства. У них — массивное туловище быка, крылья грифона и увенчанная короной человеческая голова с длинной, искусно заплетенной бородой. Самые большие из этих статуй достигали шести метров в высоту и весили 30 т. Они располагались у ворот попарно. В одном лишь дворце Синаххериба найдено 120 подобных каменных стражей.

Общая длина рельефов, украсивших дворец, составила около трех километров. На этих изображениях, отличавшихся искусной отделкой, можно было увидеть, прежде всего, военные или охотничьи сцены, но встречались также и эпизоды дворцовых церемоний. Часть рельефов сделана из алебастра. Первоначально все они были раскрашены.

Религиозные сцены, наоборот, редки. Для ученых подобные произведения — отличный наглядный материал, иллюстрирующий историю ассирийцев. Здесь можно увидеть, например, как из каменоломни в город перевозили громадных каменных «стражей», как ассирийское войско осаждало укрепленный город или царь вершил свой жестокий суд над врагами. Окаймляли фризы не только декоративные орнаменты, но и стилизованные изображения растений и животных.

Еще большее мастерство демонстрируют рельефы из дворца Ашшурбанипала. К этому времени художники стали выполнять рельефы на нескольких, тщательно отполированных каменных плитах. Это позволило им показать героические деяния царя, изображая его в натуральную величину. Иными стали и пейзажи. Теперь уже художники не ограничивались несколькими стилизованными растениями, а тщательно изображали фон, на котором разворачивались сцены. Рельефы достигали более 2 м в высоту. Ими были покрыты все мало-мальски подходящие участки стен, как снаружи, так и внутри дворца.

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru