Вавилонская башня

61Однажды, рассказывает одна из книг Библии — Бытие, люди сказали друг другу: «Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя» (Быт. 11:4). Господь ужаснулся, услышав это, и решил: «Вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать» (Быт. 11:6). Чтобы положить предел их намерениям, Господь смешал их язык, а затем рассеял людей по всей земле.

У этого рассказа есть своя подоплека. Во время Вавилонского пленения (587-539 гг. до н. э.) евреи, в самом деле, вынуждены были возводить громадную башню, при одном лишь взгляде на которую начинала кружиться голова. Познакомились они и с вавилонским смешением языков. Жители одного из самых богатых городов Востока говорили на многих наречиях.

ЗИККУРАТ

Древние жители Месопотамии верили, что боги живут на вершинах гор. Поэтому еще в 1Утысяче-летии до н. э. они начали возводить рукотворные горы посреди равнины, разделявшей Тигр и Евфрат. Ведь их святилища и впрямь напоминали горы. Они покоились на ступенчатых платформах, сооруженных из сырцового кирпича. Со временем эти платформы становились все выше и круче. В конце концов, сформировался особый тип святилища, характерный для Месопотамии — зиккурат, высокий, ступенчатый храм. Из 28 зик-куратов, обнаруженных в Двуречье, лучше всего сохранилась башня в Уре. Она была посвящена шумерскому богу луны Нанне. Правитель Ура, Урнамму (время правления: 2113-2095 гг. до н. э.), возвел эту башню на месте древней террасной постройки. Впоследствии вавилонский царь Набонид (время правления: 556-539 гг. до н. э.) перестроил ее. Башня Урнамму представляла собой трехэтажную пирамиду, сложенную из сырцового кирпича. Снаружи она была облицована обожженным кирпичом, который крепился смесью битума. Площадь ее основания составляла почти 70 х 50 м. Набонид превратил ее в шестиступенчатый зиккурат, перед которым высились громадные ворота.

Подняться на вершину башни можно было по центральной лестнице и двум боковым. На самом верху находился храм Нанны. По-видимому, его стены были облицованы голубыми глазурованными изразцами, а венчал храм золотой купол. На платформах были обнаружены сточные желоба, и это позволило предположить, что здесь были разбиты своего рода висячие сады. Зиккураты были не только святилищами, но еще и культурными и хозяйственными центрами городов Месопотамии. На двух платформах в Уре располагались палаты, в которых, по-видимому, пребывали городские чиновники. Кроме того, в башне хранился архив. Первоначальная высота зиккурата в Уре составляла, по оценкам историков, 55 м. Вавилонская башня, как полагают, устремлялась ввысь на 95 м. Она была посвящена верховному божеству Вавилона, Мардуку, и носила название Этеменанки («Дом основания небес и земли»).

ЭТЕМЕНАНКИ

Ученые теряются в догадках, когда же был построен зиккурат в Вавилоне. Впервые эта башня упоминается в документе VII в. до н. э., но, можно предположить, что подобный храм появился в Вавилоне еще в III тысячелетии до н. э. В любом случае, вавилонский царь Набопа-ласар (время правления: 625-605 гг. до н. э.) вменял себе в заслугу то, что он вернул «ослабленному и доведенному до падения» жилищу верховного божества его удивительную красоту. Предположительно, башня насчитывала тогда 3 этажа. В 555 г. до н. э. последний вавилонский царь

Набонид довел число этажей до семи или восьми. За этим строительством «башни до небес» и могли наблюдать евреи, жившие в то время в «вавилонском пленении».

Башня располагалась на территории священного участка. Размеры ее фундамента составляли 90 х 90 м. Как и зиккурат в Уре, она была сооружена из сырцового кирпича и облицована обожженным. Высота первого этажа составляла, видимо, 33 м, второго этажа — 18 м, а всех последующих этажей — соответственно 6 м каждый. Размеры седьмой — последней — ступени были таковы: 24 х 21 м, а высота равнялась 15 м. Здесь и находился «Дом Мардука». Греческий историк Геродот (484-425 гг. до н. э.) сообщал, что в храме не имелось никакого изображения божества, лишь стояли золотой стол и роскошно убранное ложе. На этой постели каждую ночь спала новая женщина. Возможно, здесь совершалась «священная свадьба», во время которой жрецы заменяли бога и богиню.

Помимо своего «дома», расположенного на вершине башни, Мардук владел еще одним храмом в Вавилоне. Тот находился в непосредственной близости от зиккурата и назывался Эсагила. Царь Навуходоносор II (время правления: 605-562 гт. до н. э.) горделиво признавал, что облицевал стены храмовых построек, располагавшихся вокруг трех внутренних дворов, золотом и серебром.

Когда в 479 г. до н. э. персидский царь Ксеркс (около 519-465 гг. до н. э.) подавил восстание в Вавилоне, он сровнял знаменитую башню с землей. Немецкий археолог Роберт Кольдевей (1855-1925), руководивший раскопками в Вавилоне, обнаружил только ее фундамент. Арабы называли его «Сахн», «Сковорода». Александр Великий (356-323 гг. до н. э.) мечтал восстановить Вавилон во всем былом блеске, чтобы сделать столицей своей будущей мировой империи. Однако ранняя смерть помешала честолюбивым планам завоевателя.

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru