Храмы в Абу-Симбеле

57В 1874 г. английская журналистка Амелия Энн Блэнфорд Эдварде (1831-1892) посетила скальные храмы в Абу-Симбеле и предалась мечтаниям. Каждое утро, в предрассветных сумерках, писала она, четыре каменных колосса, застывших перед фасадом Большого храма (он бьи посвящен Амону-Ра. — Прим. перев.), вновь пробуждаются к жизни, чтобы позже, при свете дня, опять оцепенеть и превратиться в камень.

У этой истории было неожиданное продолжение. В 1964 г. руководители ЮНЕСКО обратились к международному консорциуму фирм с призывом сделать все возможное, чтобы спасти от затопления в Асуанском водохранилище два знаменитых храма. Так началась акция, не имевшая аналогов в мировой истории.

ХРАМЫ

Фараон Рамсес II (время правления: 1279-1213 гг. до н. э.), последний великий правитель Египта, был одержим манией строительства. Именно он около 1250 г. до н. э. распорядился вырубить в песчаниковых скалах на западном берегу Нила два святилища. Скальные храмы в Абу-Симбеле расположены неподалеку от Асуана — там, где во времена Рамсеса пролегала граница с Нубией. Самый известный из них — Большой храм, перед фасадом которого восседают на тронах, словно несут свою стражу, четыре каменные фигуры, так восхитившие Амелию Эдварде. Высота каждого из колоссов составляет 22 м. Только ради строительства этого храма пришлось вырубить в скальной толще около 10 тыс. куб. м породы.

Храм уходит вглубь скал на 63 м и насчитывает с десяток помещений. В центре его располагается зал высотой 7 м. Шестнадцать громадных столбов делят его на 3 части. К столбам прислонены статуи Рамсеса; он изваян в виде Осириса. Стены зала разукрашены фресками и рельефами, прославляющими деяния Рамсеса. Долгое время, вглядываясь в эти великолепные изображения, историки полагали, что в 1274 г. до н. э. фараон одержал блистательную победу над хеттами в битве при Кадеше. Однако изучение хеттских документов позволило разоблачить притязания Рамсеса как голую пропаганду. На самом деле, фараон мог лишь радоваться, что хетты предложили ему почетный мир, согласившись не продолжать войну до полной победы одной из сторон,

Два небольших помещения ведут из этого зала в святая святых. Здесь, у задней стены, высятся четыре громадные статуи, изображающие богов Птаха, Амона, Ре и самого Рамсеса. Еще Амелия Эдварде сделала удивительное открытие, заметив, что в один из октябрьских дней солнечный луч, словно стрела, пролетает через все остальные залы и освещает эти статуи. Историки полагают, что, по распоряжению Рамсеса, храм был возведен таким образом, чтобы луч Солнца освещал его фигуру в день великого празднества Сед — в день тридцатилетия его восхождения на трон (этот праздник должен был магическим образом обновить жизненные и сакральные силы царя после многих лет правления). С тех пор подобное чудо можно было наблюдать 2 раза в год — в день рождения фараона и в очередной юбилей его правления.

В 200 м от этого храма располагался Малый скальный храм, посвященный Нефертари, супруге Рамсеса, и богине Хатор. Шесть статуй, стоящих в глубоких нишах, по обе стороны от входа в святилище, изображают фараона и его жену, наделенных атрибутами богов Осириса и Хатор. Почти все красочные фрески внутри храма показывают Нефертари, участвующую в различных религиозных церемониях.

На протяжении многих веков эти скальные храмы были засыпаны песком. Лишь в 1813 г. швейцарский исследователь Иоганн Людвиг Буркхардт (1784-1817) снова открыл их.

СПАСЕНИЕ

С технической точки зрения перенос храмов в Абу-Симбеле был, пожалуй, еще большим достижением, чем их строительство. В 1952 г. египетское правительство приняло решение возвести Асуанскую ГЭС, чтобы удовлетворить потребности страны в электроэнергии. Через несколько лет после сооружения плотины должно было возникнуть искусственное озеро протяженностью 500 с лишним километров. Ради выполнения этого честолюбивого проекта требовалось не только переселить 100 тыс. человек, проживавших на этой территории, но и перенести на другое место десятки святилищ Древней Нубии и, прежде всего, храмы в Абу-Симбеле, которые должны были скрыться под водой. Руководители ЮНЕСКО утвердили проект спасения знаменитого ансамбля храмов и приступили к уникальной акции. При участии нескольких международных фирм (их консорциум возглавила эссенская компания «Hochtief») была разработана особая технология. Скальные храмы надлежало разобрать на части и перенести в безопасное место — на площадку, лежавшую на 65 м выше прежнего места их расположения, чтобы там собрать их заново.

Итак, для начала надо было демонтировать святилище. Любое применение взрывчатки причинило бы храму непоправимые повреждения, поэтому каменную громаду пришлось аккуратно разрезать. В конце концов, когда толщина стен и потолка составила всего 80 см, за дело взялись итальянские специалисты — так называемые marmisti, камнерезы. Ручными пилами они распилили оставшуюся часть храма и статуи. Согласно контракту, толщина разрезов не могла превышать 6 мм. Стоит добавить, что все эти работы пришлось проводить в крайней спешке, поскольку затопление водохранилища к тому времени уже началось.

В январе 1967 г. осуществилась торжественная закладка храмов на новом месте. Пазы между отдельными каменными блоками так осторожно заполнили смесью из песка и синтетических смол, что со стороны почти не было заметно следов распила. После того, как оба храма возвели на новом месте, туда доставили еще и 320 тыс. куб. м гальки, из которой насыпали 2 искусственных холма. Реставраторы попытались и как можно точнее восстановить фон, на котором прежде располагались храмы Рамсеса и Нефертари.

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru