У нас уже был определенный опыт путешествия на взятом напрокат катере по водным артериям Франции, потому процесс планирования маршрута по каналам и рекам Бретани проходил быстро и легко. Мы к тому времени уже успели совершить круиз по каналам знаменитой Луары на комфортабельном катере, благодаря чему получили помимо незабываемых впечатлений определенный полезный опыт. В наших загранпаспортах красовалась не одна туристическая виза, были там и шенген визы, потому виза во Францию на год была оформлена без проблем, наша туристическая репутация уже давно работает на нас. Авиабилеты мы бронировали через сайт интерактивного заказа билетов, в итоге на дороге сэкономили 500 евро. Билеты брали сразу в оба конца («Москва – Париж» и «Париж — Москва» на всех членов нашей команды). Благодаря желанию испытать все вышеупомянутые эмоции еще раз, мы решились на вояж по заданному, до сих пор нами неизведанному водному маршруту. Судно мы арендовали в той же фирме, что и три года назад.
Наш выбор пал на провинцию Бретань не зря, ведь большая часть ее территории соприкасается с Атлантикой. Для большинства туристов Бретань ассоциируется с пляжами, устрицами, морскими курортами, парусным спортом, сидром, белым вином «Мускадер». Нам известно еще с курса истории, что данная провинция неоднократно была предметом ожесточенных споров между Францией и Великобританией, а еще раньше там проживали кельтские племена.
Мы проложили свой маршрут вдали от берегов Атлантики, то есть это был не классический отдых во Франции с детьми на море , как в прошлом году, когда мы отдыхали семьей на Лазурном побережье. Нас в этот раз больше интересовали древние города, основанные когда-то на берегах рек. Реки более красивы, живописны, чем французские каналы, путешествовать по ним значительно интереснее, пейзажи постоянно меняются, стоит только пройти поворот, природа кардинально меняет свой внешний облик. Холмы куда-то исчезают, а вместо них турист видеть уже живописные долины, обширные болота, испещренные участками водной глади.
С Парижа мы добирались до Нанта по железной дороге, билеты покупали через вебресурс французской железной дороги, ведь электронный билет стоит на 35% дешевле, чем, если покупать посадочный талон в кассе вокзала. В Нанте, расположенном в западной части Франции, находится база катеров, куда мы с железнодорожной станции добирались на такси, нужную нам марину нашли сразу. Как только мы уладили все формальности с катером, мы обратно вернулись в центральную часть города, дабы побродить по старинным улочкам старой части города, посетить Дворец герцогов Бретани, который по совместительству является крепостью, с бастионами, башнями, глубоки рвами и прочими атрибутами древнего фортификационного сооружения. Посетили мы с удовольствием собор Святого Петра, то есть на осмотр достопримечательностей Нанта у нас ушла практически три дня. Дети остались довольны, хотя Париж для детей, как мне показалось, более интересное место в плане развлечений.
С Нанта мы направились в небольшой городишко Nort-sur-Erdre, где посетили собор Святого Христофора, который является покровителем мореплавателей, к которым мы себя тоже «на время» причислили. В расположенном поблизости с собором гипермаркете мы пополнили свои запасы провизии, хотя чтобы прокормить несколько ртов, особо много провизии не нужно было, да и запасы большие делать мы не посчитали целесообразным в данной ситуации.
Мы ни чуточки не жалеем, что совершили данный круиз в октябре, с погодой нам явно повезло, плюс мы сэкономили на арендной плате, ведь чартерная компания, услугами которой мы решили воспользоваться, реализует с конца сентября программу довольно существенных скидок. Погодные условия были просто отличные для первой декады октября, температура днем была 23-29 градусов тепла. Прокладывать курс по широкой реке было несложно, двенадцатиметровый катер шел легко, а мы просто наслаждались местным пейзажами. Мы очень счастливы, что нам досталась именно это судно, имеющее две каюты, оборудованные гальюном и душем, различной бытовой техникой (холодильник, микроволновая печь, плита на кухне и так далее). На таком судне не то, что шесть человек, дюжина человек могли ненавязчиво друг для друга рассредоточиться, ведь пассажирские места были еще и в кают-компании. Можно уверенно сказать, что отдых во Франции у нас той осенью проходил на должном уровне.
Мы за день делали длительные переходы, хотя время от времени делали остановки, чтобы прогуляться по лесу, искупаться в бодрящей октябрьской водичке. Вахту мы несли по очереди, перекусы делали на ходу, шили с довольно небольшой скоростью в 9-12 км /час. Замедляться приходилось только в процессе проведения маневров, когда нужно обогнуть буи, пройти под мостом, или по узкой водной артерии канала. Шлюзование занимало больше всего времени, здесь приходилось применять навыки, полученные ранее, соблюдать осторожность, ведь ширина шлюзового пролета требует от шкипера определенного мастерства и хладнокровия. Сложнее всего, естественно, вписаться в шлюз, ведь необходимо вовремя сбавить ход, сделать правильную поправку на ветер, правильно выбрать момент, благоприятный для данного маневра, дабы судно не «поцеловало», ненароком, бетонную стену. Мы поняли, что автомобильные навыки в шкиперском деле практически бесполезны, здесь необходим совершенно иной стиль управления, более вдумчивый и не суетливый. Бывали ситуации, когда спасала хорошая реакция, но это единичные, вовсе не типичные случаи.
Добрались до старинного города Редон мы только на третий день, за этот отрезок времени успели попутно посетить замок 13 века, фабрику, где производиться гордость данной провинции, то есть замечательный сидр. За это время дети полностью изучили подаренную им книгу «Франция описание страны для детей», просто засыпали взрослых расспросами.
На осмотр центральной исторической части данного городка у нас ушло несколько часов. Нам очень понравились городские здания фахверковой конструкции. Некоторые дома были построены еще в 16 веке. Не смогли себе отказать в посещение аббатства ордена Святого Бенедикта. Величественный собор фигурирует во всех туристических путеводителях западной части Франции, связан с такой одиозной персоной, как кардинал Ришелье. Мы еще посетили местный музей, выставочную галерею, покушали в местном кафе и только после вернулись в марину, где стоял наш катер. Между прочим, за стоянку нам пришлось заплатить 65 евро.
На следующее утро мы отправились обратно в Нант, ведь нужно было через три дня вернуть судно владельцу. Последующие два с половиной дня прошли без особых, заслуживающих внимания событий, катер вернули в срок, не нарушили условий договора аренды. Приняли судно у нас за полчаса, все прошло легко, то есть как обычная формальность. С Нанта мы обратно вернулись в Париж, где задержались еще на два дня. Сделали мы по это по просьбе детей, в итоге отдых в диснейленде Франция у наших детей оставил массу положительных воспоминаний. По популярным среди туристов архитектурным достопримечательностям мы особо не ходи, ведь это была уже пятая наша совместная поездка в Париж. Завершили свой октябрьский тур по Франции мы там, где и начали его. Считаем, что отпуск провели на славу. Удачи!