Бразилиа

21Дворец юстиции, место заседания Верховного суда. На переднем плане видна статуя Юстиции; она держит в руках меч, ее глаза завязаны

На самом деле, этого события ждали давно. Так, еще в конце ХГХ в. власти Бразилии собирались перенести столицу вглубь страны, чтобы дать ощутимый импульс освоению и развитию ее центральных районов, а также разгрузить Рио-де-Жанейро. В 1891 г. в Конституцию был даже включен параграф о переносе столицы в какой-либо населенный пункт, близкий к географическому центру страны. Однако лишь в 1957 г. очередной президент Бразилии, Жуселину Кубичек ди Оливейра (время правления: 1956-1961), взялся за осуществление этого честолюбивого плана. Власти страны намеревались доказать всему миру, что Бразилии по силам построить на пустом месте город, рассчитанный на полмиллиона жителей, и украсить его удивительными по своей архитектуре административными зданиями.

ГОРОД

Контуры новой столицы Бразилии возникли на чертежной доске. Знаменитый швейцарский архитектор Ле Корбюзье (1887-1965) не раз призывал именно так проектировать идеальные «города будущего». А потому не удивительно, что конкурс среди архитекторов, проведенный в Бразилии, выиграли два его ученика — Лусиу Коста (1902-1998) и Оскар Нимейер (родился в 1907 г.). Именно Лусиу Коста предложил план застройки, по очертаниям напоминающий самолет, что должно было знаменовать прорыв в современность. На «крыльях самолета» — их размах достигает 13 км — высятся шестиэтажные жилые здания. Эти дома возведены на сваях, в стороне от оживленных транспортных путей, и буквально утопают среди деревьев. Вдоль «фюзеляжа» простирается полоса зелени, а по обеим ее сторонам проложены улицы. К ним примыкают общественные здания, перед которыми расположены просторные площади. На окраине города построены отели, ближе к центру их сменяют торговые комплексы, посольства, культурные учреждения, в том числе кафедральный собор, и, наконец, посредине столицы высятся здания министерств.

Читайте также:  Панамский канал

На треугольной площади Трех властей возведены здание Национального конгресса, Дворец правительства и здание Верховного суда. Вокруг носа воображаемого самолета — от одного крыла к другому — простирается водохранилище Парануа; оно снабжает столицу энергией.

Новый город вырос, как из-под земли. Его строили очень быстро; прошло всего три года, и он был официально объявлен столицей Бразилии. Впрочем, в его инфраструктуре есть и некоторые недостатки. Здесь, например, не были предусмотрены ни система общественного транспорта, ни жилые кварталы для 40 тыс. рабочих. Не удалось и ограничить численность жителей города цифрой 500 тыс. человек. На самом деле, население столицы составляет сейчас три миллиона. Многие вынуждены жить в городах-спутниках или трущобах (фавелах), выросших за городской чертой. Поскольку никаких предприятий не предусмотрено, потому большинство людей, проживающих здесь, заняты в административных учреждениях.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ

Лусиу Коста занимался планированием этого ультрасовременного города, в то время как Оскар Нимейер проектировал важнейшие административные здания. Как и некоторые другие архитекторы, он придавал особое значение символике возводимых им построек. Для него было важно также, чтобы здания производили неожиданное впечатление на зрителей. Так, архитектурный ансамбль Национального конгресса образует впечатляющую кулису. Он напоминает своей формой гигантские весы. Их открытая чаша — она венчает палату депутатов — и перевернутый колпак — сенат — покоятся, как на подставке, на длинном, неприметном здании с плоской крышей. Эта чаша, словно собирающая голоса народа, и концентрический колпак производят удивительно цельное впечатление. Широкая рампа ведет на крышу здания. Любой желающий может взойти сюда, чтобы полюбоваться открывающимся отсюда фантастическим зрелищем — городом, простертым вокруг.

По контрасту с этой продолговатой постройкой располагаются две высокие, вознесшиеся рядом административные башни. Издали эта группа зданий менее всего напоминает архитектурный ансамбль; скорее, это — сюрреалистическая картина, написанная на фоне неба.

Читайте также:  Саграда-фамилия

Две другие власти, похоже, не могут ничего противопоставить этому оплоту законодателей, который к тому же находится точно в вершине треугольника. Верховный суд и Президентский дворец оказались полностью в тени народного представительства.

Помимо правительственных зданий, Нимейер проектировал еще и кафедральный собор бразильской столицы. Его сооружали с 1959 по 1970 г. Это — круглое здание, напоминающее плоское индейское типи (традиционное жилище равнинных индейцев). Между его белыми бетонными опорами, хорошо заметными издалека, вставлены окна, окрашенные в синий цвет и покрытые разноцветными узорами. По замыслу Нимейера, здание церкви символизирует терновый венец Христа. Снаружи его опоясывает круглый канал, наполненный водой. Церковное помещение расположено ниже уровня земли; высоко под куполом парят фигуры ангелов, залитые светом. Чуть в стороне находится крещальня, окрашенная в белый цвет. Она имеет в плане форму овала и напоминает просфору. С кафедральным собором ее связывает подземный переход. Помимо этого, Нимейер возвел в городе несколько министерских зданий, Дворец юстиции и театр, сооруженный в стиле пирамиды ацтеков.

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru