Нотр-Дам-дю-О

22При одном только взгляде на закругленную крышу храма кажется, что ветер и дождь веками стачивали ее. На самом деле, небольшая церковь Нотр-Дам-дю-О, возведенная для паломников в местечке Роншан, на краю французской Юры, построена всего полвека назад, причем из такого прочного материала, как железобетон. Ее создатель, прославленный швейцарский архитектор Ле Корбюзье (1887-1965), признавался, что, задумывая крышу этого здания, он вспомнил… панцирь краба, который нашел когда-то на Лонг-Айленде. Впрочем, многим посетителям храма эта коричневая, плавно изогнутая крыша, венчающая беленый неф, больше напоминает шляпу гриба.

Вообще-то, Ле Корбюзье известен своей приверженностью к функциональным постройкам, каждая часть которых должна иметь определенное назначение. Однако здесь он отходит от своего привычного стиля. Церковь Нотр-Дам-дю-0 очень органично смотрится среди холмистых просторов Бургундии. Недаром это творение Ле Корбюзье считают одним из самых романтичных и удивительных памятников современной архитектуры.

ИДЕЯ

«Когда я строил эту церковь, мне хотелось, чтобы люди, пришедшие сюда, испытывали умиротворение, внутреннюю радость, чтобы они погружались в молчание, молитву. Чувство благодати воодушевляет нас в нашем устремлении», — признавался Ле Корбюзье. По его замыслу, церковь Нотр-Дам-дю-О должна была стать «чашей, наполненной душевным напряжением и благоговением».

Этот храм — еще одно свидетельство разнообразных дарований швейцарского зодчего, навеки воплощенное в камне. Этот человек, которого часто считают радикальным сторонником функционализма в архитектуре, на самом деле, был наделен также талантом художника и скульптора. Его произведения, выполненные в этих жанрах, выглядят гораздо органичнее, мягче, иррациональнее, нежели здания, возведенные им. Сооружая Нотр-Дам-дю-О, он впервые решился обнажить перед публикой эту потаенную сторону своей души.

Ле Корбюзье получил протестантское воспитание, но сам был, скорее, приверженцем пантеизма. Задумывая храм, он стремился, чтобы тот был исполнен какой-то сокровенной тайны, и в то же время открыт для всех, кто оказался пред его вратами. Толстые, округлые стены, тяжелая крыша — таким видят храм верующие, пришедшие сюда. Войти внутрь — все равно, что проникнуть в пещеру — таинственную, укрывающую нас от тягот мира пещеру. Три боковые капеллы, приютившиеся под башнями, буквально обвиты стенами, изогнутыми вокруг них.

Читайте также:  Евротуннель

По фасаду храма в случайном порядке разбросано множество маленьких окошек с витражами. Скрываясь в глубоких нишах, они напоминают, скорее, бойницы. Эти оконца создают мистическую атмосферу и в то же время оживляют храм: в любое время года, в любое время суток, в любую погоду на его беленых стенах возникают необычные узоры света и тени. Особенно ярко этот эффект проявляется на стенах узких боковых капелл, ведь свет падает сюда еще и сверху, проникая сквозь проемы в башне. Узкая полоска из цветного стекла, отделяющая крышу церкви от стен, словно снимает тяжесть, исходящую от свода. По направлению к алтарной стене внутреннее пространство храма расширяется. Пол слегка покат, в то время как крыша, подобно шатру, вздымается вверх, а потому перепад высот в различных частях помещения значителен. Если смотреть на церковь Нотр-Дам-дю-О снаружи, то ее южная стена смело устремлена к небу. Но, главное, что храм кажется обращенным ко всем, он встречает каждого человека, ведь Ле Корбюзье, накрыв наружную часть алтарной стены длинным козырьком, спроектировал ее таким образом, что здесь как будто расположено еще одно — второе — алтарное помещение, сооруженное для тех, кто решил вознести молитву прямо под небом.

АРХИТЕКТУРА

Итак, своими необычными архитектурными решениями Ле Корбюзье сумел добиться того, чтобы храм был открыт для всех, кто пришел к его стенам, и в то же время в нем неизбывно чувствовалась какая-то сокровенная тайна. В то же время церковь отвечает всем практическим надобностям. В те дни, когда сюда стекаются толпы паломников, богослужение проводят прямо перед храмом, на открытом воздухе, где собирается до 12 тыс. человек. Здесь есть алтарь, кафедра и верхние галереи (эмпоры), где располагаются певцы. В остекленной нише стены установлена статуя Девы Марии работы XVII в. Она соединяет внутреннюю и наружную части алтарного помещения. Множество крохотных окошек больше напоминают звезды, воссиявшие на небосводе. Тем самым Ле Корбюзье воспроизвел один из традиционных мотивов изображения Девы Марии. Внутреннее пространство храма невелико. Здесь поместятся лишь две сотни человек. Еще несколько групп паломников могут помолиться в трех боковых капеллах.

Читайте также:  Берлинская филармония

Возведена эта церковь в традициях так называемого «нового пластицизма» — архитектурного стиля, возникшего после Второй мировой войны. Памятники пластического стиля часто напоминают скульптуры; они словно вылеплены из комочка глины, а потом увеличены в размерах. Это белоснежное здание церкви Нотр-Дам-дю-О, увенчанное темной, громоздкой крышей, тоже, скорее, похоже на скульптуру.

Оно исполнено какой-то особой мощи и словно готово двинуться с места. Это впечатление не могут рассеять другие архитектурные детали, например, три круглые белые башни или маленькие оконца, разбросанные в удивительном беспорядке.

Многие приверженцы Ле Корбюзье были разочарованы его обращением к церковному зодчеству. Само здание храма казалось им слишком массивным, иррациональным и романтичным. Другие же, наоборот, приветствовали строительство церкви Нотр-Дам-дю-О, считая это событие возрождением подлинно религиозной архитектуры. Впервые после эпохи рококо, — а это, как-никак, два века спустя, — архитектор сумел передать в облике церковного здания сами чувства, испытываемые верующими.

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru