Парижская опера

40В 1875 г. только что открытое в Париже здание Оперного театра произвело настоящий фурор. Передовые архитекторы того времени так же неистово возмущались увиденным, как публика рукоплескала ему. Автора проекта, Шарля Гарнье (1825-1898), упрекали в том, что он отринул интеллектуальные традиции французской архитектуры, в то время как простые зрители, нисколько не думая об этом, толпами валили в дворец Гарнье, очарованные его блеском и роскошью. Снаружи здание Гранд Опера напоминало дворец эпохи Возрождения, внутри же царило буйство форм и красок, присущее барокко. Коллеги поругивали архитектора и за избыточную декоративную отделку, и за эклектичное смешение стилей. Критики не учитывали только одного: духа времени. Богатые буржуа мечтали погрузиться в роскошь, доступную прежде лишь аристократии, — пусть даже в те недолгие часы, когда им доводилось посещать Парижскую Оперу.

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Придя к власти, Наполеон III (1808- 1873) затеял в 1853 г. грандиозную перестройку средневековых кварталов Парижа, намереваясь превратить столицу страны в современный город с широкими бульварами и просторными площадями. В этом ему помогал префект Парижа, барон Жорж Эжен Осман (1809-1891). Последний прославился тем, что снес 27 тыс. старых домов. Разумеется, в планы творцов «обновленного Парижа» входило и возведение новых роскошных зданий. Одним из них должен был стать Оперный театр. Сам Наполеон III выступил за его постройку после того, как на узкой улочке перед прежним театральным зданием на него было совершено покушение (после взрыва бомбы император чудом остался жив, но несколько человек погибло и еще около двухсот было ранено). Вскоре был объявлен конкурс на лучший проект новой Парижской Оперы. Его выиграл тогда еще молодой и совершенно неизвестный Шарль Гарнье. Впрочем, его замысел сразу же встретил резкую критику, но что проку было в возражениях хулителей, если задуманный облик Гранд Опера идеально вписывался в Style imperial («имперский стиль») Второй империи.

Читайте также:  Эмпайр-Стейт-билдинг

Планы Гарнье выдержали и этот шквал критики, и тяготы войны с Пруссией (1870-1871 гг.), и крах Второй империи, и восстание парижских коммунаров. Все эти политические потрясения все-таки не поколебали позиции крупной буржуазии, не изменили ее вкусов.

Было прекращено лишь строительство так называемой Ротонды императора — входного павильона западного фасада, первоначально предназначенного для Наполеона III. Сейчас здесь располагается музей; тут можно увидеть, кстати, массивную кладку из каменных блоков, сооруженную в 1870 г. Когда, наконец, в 1875 г. Парижская Опера была открыта, пресса восторженно назвала ее «Monument national», «национальным памятником». Великолепное здание Оперного театра вновь напомнило миллионам французов, уязвленных поражением в войне 1871 г., что их страна была и остается «законодателем мод», ведущей культурной державой Европы.

ЗДАНИЕ ПАРИЖСКОЙ ОПЕРЫ

Здание Парижской Оперы — это типичный, хотя, вероятно, и наиболее блестящий образчик архитектуры, выполненной в стиле историзма, возникшем в XIX в., когда стало модным возводить постройки, напоминавшие своим обликом памятники прошлого. Прибегая к самым современным техническим приемам, архитекторы воссоздавали всю роскошь и великолепие минувших эпох. При сооружении Гранд Опера широко применялись новейшие строительные технологии и такие материалы, как железо и бетон. Благодаря им стало возможным использование очень смелых конструктивных решений, благодаря им здесь появились грандиозные залы или, например, величественная лестница. В заслугу Гарнье ставят и то, что он сумел на небольшой площади, которая отводилась под строительство нового театра, возвести помещения, которые кажутся необычайно громадными. Более трети территории здания занимают лестница, фойе и салоны -это больше, чем весь театральный зал. Подсобное помещение, в котором располагается сценическая техника (его высота достигает 60 м), Гарнье очень искусно дополнил треугольным фронтоном, который немного возвышается над куполом театрального зала, увенчанным короной. Если же посмотреть на здание Парижской Оперы со стороны фасада, то можно увидеть, что его верхняя часть поднимается уступами, и выглядит это очень гармонично.

Читайте также:  Тадж-Махал

В театральном зале, выполненном в форме подковы, господствуют два цвета — красный и золотой, что напоминает классические итальянские театры. Этот зал вмещает около 2 тыс. человек; здесь насчитывается четыре яруса. Злые языки, правда, говорят, что лучшее во дворце Гарнье, это не оперная сцена, а… лестница. В самом деле, Grand Escalier, мраморная парадная лестница ведущая в зал, салоны и фойе, поражает своей роскошью. Этот удивительно изящный двойной пролет лестницы расположен посреди огромного вестибюля, ярко освещенного светом люстр. Трехъярусная аркада окружает Grand Escalier, и на каждом ярусе сооружены балконы. Еще один, четвертый ярус, обрамленный аркадой, находится над карнизом — там, где начинается купол.

Очень просторны и столь же великолепно оформлены фойе. Большое фойе, по замыслу архитектора, напоминает галереи дворцов эпохи классицизма. Многочисленные зеркала и окна лишь увеличивают его громадные размеры, сохраняя гармонию пропорций. Среди декоративных элементов, украсивших это фойе, — среди лепнины, плафонных росписей, даже ручек дверей и решеток отопления, — настойчиво повторяется мотив лиры.

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru