Иногда все дело в идее. В начале 1980 гг. президент Франции Франсуа Миттеран (1915-1996) задумал расширить прославленный музей, расположенный в парижском дворце Лувр, и превратить его в самый большой музей мира. Имелась, правда, одна проблема. У этого дворца, каким бы огромным он ни казался, недоставало некоторых важных элементов, без которых, казалось бы, немыслим любой современный музей. Например, здесь не было мало-мальски нормального главного входа. Французские короли, конечно, любили торжественные приемы и пышные дворцовые церемонии, но они никогда не рассчитывали, что в гости к ним, точнее, в музей, устроенный в их дворце, придут многие тысячи, даже миллионы посетителей — да и короли не задумывались о том, где бы им продавать входные билеты своим подданным, навестившим их. Стоило же только заговорить о том, что фасад Лувра, давно уже ставшего символом Парижа, необходимо изменить, как немедленно раздавались громкие голоса протеста. Однако американский архитектор китайского происхождения Ио Минг Пей (родился в 1917 г.) придумал, как проложить новый путь в старый, как мир, Лувр.
ПИРАМИДА
Прямо посреди Cour Napoleon, двора Наполеона, — старого входа в Лувр — Ио Минг Пей возвел стеклянную пирамиду высотой почти 22 м, окруженную бассейном с водой. Эта конструкция состоит из тонкого, решетчатого стального каркаса, в который вставлено почти восемь сотен стекол, имеющих форму ромба или треугольника. Пропорции этой пирамиды точно соответствуют пропорциям пирамиды Хеопса. Простота ее формы и использованные здесь современные материалы резко контрастируют с массивным фасадом Лувра, в облике которого смешались элементы архитектуры Возрождения, барокко и классицизма. Поначалу многие испытывали шок, видя эту новацию, и говорили о том, что всеми любимый музей попросту изувечен современным образчиком стеклянной скульптуры. Однако большинство критиков вскоре умолкло. Ведь эта прозрачная пирамида, отличающаяся изысканной, филигранной отделкой, вовсе не загромождает собой здание Лувра. В ее стеклах вновь и вновь отражается старинный дворец.
Вообще же от строительства пирамиды Лувр многое выиграл. Прямо под ней расположился теперь вход в музей. Ио Минг Пей спроектировал его в виде просторного двухэтажного помещения, где нашлось место кассам, гардеробам, кафетериям и книжным магазинам. Так что, их присутствие никак не может отвлечь посетителей Лувра от красот классической архитектуры. Эта громадная пирамида не затеняет музейное здание. Сквозь ее стеклянные грани и грани трех окруживших ее маленьких пирамид внутрь Лувра все также льются лучи солнечного света. Через новый вход можно легко попасть в любую часть этого громадного дворца, раскинувшегося в форме каре. Эта реконструкция Лувра позволила, кроме того, заметно увеличить площадь музея, ведь теперь часть экспонатов переехала в Крыло Ришелье, расположенное в левой части двора (до этого здесь размещалось Министерство финансов. — Прим. перев.). Внутри него все было обновлено, а три внутренних дворика перекрыты. Это позволило увеличить площадь экспозиции на 60 тыс. кв. м.
Реконструкция музея продолжалась десять лет и поглотила около миллиарда евро. Однако теперь Лувр стал самым большим музеем мира, а число посетителей почти удвоилось. В наши дни многие приходят в Лувр даже ночью, когда музей закрыт; они заглядывают сюда только ради того, чтобы полюбоваться пирамидой Ио Минг Пея, которая причудливо светится в эти часы.
ЛУВР
История Лувра восходит еще к Средним векам. На рубеже XII- XIII вв. король Филипп II Август (1165-1223) решил возвести здесь замок с башней. На протяжении многих столетий французские короли все перестраивали это здание (внесли свою лепту и два императора, правившие страной). Свою нынешнюю форму Лувр обрел лишь в XVI в. Отныне его стиль определял величественный, строгий фасад, созданный архитектором Пьером Леско (1510-1578) по заказу короля Франциска I (1494-1547). Центральная часть Лувра представляет собой громадное каре, к которому по бокам примыкают два прямоугольных крыла с внутренними двориками посредине. Сегодня эту часть дворца занимает музей. При императоре Наполеоне I (1769-1821) была построена площадь Карузель и сооружена малая Триумфальная арка, служившая парадным въездом в музей. За ней разбит сад Тюильри, расположившийся на месте сгоревшего дворца. Теперь здесь находится целый комплекс магазинов и галерей. Установленная неподалеку «Перевернутая пирамида» врыта в землю. Вершина этой постройки из стекла и стали указывает на подземные сооружения.
История коллекции Лувра, как и самого дворца, восходит к Франциску I. Все последующие короли пополняли это собрание; особенно большой вклад внес Людовик XIV (1638-1715). Французские монархи отдавали предпочтение античным предметам искусства — произведениям греческих, римских, египетских и древневосточных скульпторов и мастеров. Так в стенах дворца появились такие шедевры, как Ника Самофракийская или Венера Милосская. Но еще больше Лувр знаменит своим собранием картин. Эта крупнейшая в мире коллекция живописи насчитывает 10 тыс. работ. Особенно хорошо представлены здесь художники позднего средневековья, эпохи Возрождения и барокко, в том числе Кранах, Дюрер, Джотто, Гойя, Рембрандт, Тьеполо и Веласкес. Однако главной гордостью экспозиции является портрет Моны Лизы работы Леонардо да Винчи.