В 1883 г. одно из религиозных объединений обратилось к архитектору Антонио Гауди (1852-1926), работавшему в стиле модерн, с предложением возглавить строительство церкви. Затевая сооружение неоготического храма Святого Семейства, называемого также храмом Отпущения грехов (официальное название: «Тетрк Explatori de la Sagrada Familia»), члены Общества почитателей святого Иосифа намерены были пробудить интерес к христианским ценностям. Сам Гауди относился к религии, скорее, скептически, но все же дал свое согласие на участие в этом проекте. Впоследствии оказалось, что кафедральный собор стал делом всей его жизни. Однако изменился не только художник, но и его замысел. Приступая к сооружению довольно традиционного храма, который готовились освятить уже через 10 лет, Гауди превратил его в абсолютно уникальное творение, которое еще долго не будет завершено. В конце концов, ему пришлось даже переселиться на строительную площадку, но, все равно, из восемнадцати намеченных им башен лишь одна была возведена к тому времени, когда великий архитектор погиб под колесами трамвая. Строительство же собора продолжилось и после того рокового 1926 г. Как и подобает готическим кафедральным соборам, он стал делом жизни нескольких поколений архитекторов и строителей.
АРХИТЕКТОР
Антонио Гауди-и-Корнет считается крупнейшим архитектором стиля модерн, а еще его называют величайшим индивидуалистом. Сам по себе он был замкнутым человеком, полностью погруженным в работу. Его творения принадлежат к архитектурному стилю, который в Каталонии называют «модернизмом» (речь идет о каталонской разновидности стиля модерн). Для него было характерно обращение к мавританскому искусству, наиболее ярким образцом которого считается Альгамбра; он предпочитал мягкие, текучие формы, и использовал мозаику и разноцветные изразцы. Однако если для других представителей модерна подобные элементы были лишь декоративными украшениями, то в творчестве Гауди они поразительно органичны. Например, возведенный им дом Батльо (1905-1907) кажется громадным комком глины, смятым неведомой рукой, которая заботливо вылепила из податливых, пластичных кусочков диковинные безделицы.
Храм Саграда-Фамилия стал величайшим памятником этого стиля, и в то же время он демонстрирует пределы его возможностей. Любое органичное, прихотливо растущее архитектурное произведение, отличающееся филигранной отделкой, созревает очень медленно. До сих пор не ясно, можно ли, руководствуясь данными принципами, в самом деле возвести когда-нибудь громадный собор.
АРХИТЕКТУРА
Формально собор Саграда-Фамилия является готическим храмом. Свидетельством тому — его высокие башни, окна-розы, ажурные узоры окон, аркатуры и стрельчатые арки. Однако сам Гауди работал под девизом: «Мы не можем копировать готику, мы должны ее развивать».
Он использовал готические элементы, но всякий раз, повинуясь наитию, преображал их, деформировал, нарочито подчеркивал. Сооружая собор, он разработал совершенно новую систему статики. Если в средневековом зодчестве важнейшую роль играли контрфорсы, то в архитектуре Гауди — наклонные опоры из камня и стали, внешне напоминающие деревья. Саграда-Фамилия, как любой готический кафедральный собор, имеет в плане форму креста и состоит из нескольких нефов. И все же Гауди и здесь отступает от средневековых образцов. Традиционный западный фасад, завершающий продольное здание храма, в данном случае обращен на юг. Его будут венчать четыре башни — также, как боковые порталы, расположенные на концах трансепта. Эти башни символизируют двенадцать апостолов. Над средокрестием Гауди задумывал воздвигнуть центральную башню с крестом, посвященную Иисусу Христу, а вокруг нее — пять небольших башен в честь евангелистов и Девы Марии. Все они должны были превзойти апостольские башни, чья высота, между прочим, уже сейчас достигает 107 м.
Под этим лесом башен, по замыслу Гауди, должен был вырасти лес узорчатых колонн, поддерживающих боковые нефы. Традиционный крестовый ход он хотел превратить в круговую галерею, опоясывающую храм и прерываемую лишь порталами.
Сооружение собора он начал с крипты, в которой и был впоследствии погребен, а также с апсид. В настоящее время уже возведены фасады боковых порталов с восемью апостольскими башнями.
ДЕКОРАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Когда строительство собора Саграда-Фамилия, наконец, завершится, он весь будет покрыт декоративными элементами и орнаментами, выполненными различными художниками. Среди них окажутся и шпили работы самого Гауди. Они венчают апостольские башни и украшены характерными мавританскими мозаиками — издали они напоминают немного цветы подсолнечника. Фасад Рождества, являющийся частью восточного трансепта, похож на какую-то пещеру, чей свод усеян сталактитами. Среди этого причудливого смешения форм Гауди поместил сцены рождения и детства Христа, перемежаемые растениями, фигурами животных и надписями. Это несметное обилие религиозных символов и различных образов живого призвано явить людям надежду, связанную с рождением Христа.
С этим фасадом резко контрастирует расположенный с западной стороны фасад Страстей. Гауди перекрыл его шатром, который должен был опираться на кости и сухожилия. Этот мрачный, лишенный всяких украшений фасад знаменовал утрату, смерть. Южный портал, — работы над ним еще не начаты, — должен был, по представлению Гауди, символизировать Воскресение Христа.