Их наверняка можно назвать одними из самых странных скульптур на свете. Громадные круглые головы, без всякого намека на шею, покоятся прямо на земле. В принципе, их можно сравнить разве что со статуями с острова Пасхи. Пусть те в среднем раза в 3-4 повыше, зато колоссальные головы ольмеков почти на 2000 лет старше, да и выполнены они гораздо искуснее. Ольмеки населяли побережье Мексиканского залива в 1500-400 гг. до н. э. Они — создатели первой цивилизации в Месоамерике. Их наследниками можно считать все последующие культуры, зародившиеся здесь, — от майя до ацтеков. Все они испытали влияние ольмеков. Последние сооружали крупные религиозные центры с храмовыми пирамидами, где поклонялись божеству в образе ягуара. Впоследствии культ этого хищного зверя укоренился во всех доколумбовых культурах Месоамерики. Некоторые исследователи не исключают даже того, что ольмеки могли поддерживать контакт с цивилизациями Перу, ведь там тоже почитали подобное божество. Достоверно известно, что торговые связи ольмеков простирались на полторы с лишним тысячи километров. Они изобрели иероглифическую письменность и календарь (то и другое усовершенствовали майя).
КАМЕННЫЕ ГОЛОВЫ
Высота каменных голов составляет от 1,5 до 3,5 м, а их масса варьируется от 5 до 50 т. Каждая из этих голов вырезана из цельного куска базальта. Ученые полагают, что таким образом ольмеки увековечивали своих покойных правителей. Круглые лица статуй выглядят какими-то отекшими и порой напоминают пухлые рожицы детей. У них толстые, часто даже откровенно капризные, надутые губы; у них большие, миндалевидные глаза, округлый подбородок, толстые щеки и очень плоские, широкие носы. Лоб, зачастую довольно высокий, скрыт под тесно надвинутым шлемом, край которого доходит буквально до глаз, а боковые пластины закрывают уши. Задняя часть головы, как правило, отделана очень небрежно или вообще не обработана. Шлемы тоже, скорее, лишь намечены, хотя и по этим контурным изображениям можно выделить различные модели. По-видимому, скульпторы уделяли основное внимание лицам этих людей, стараясь с поразительной живостью и реалистичностью передать их индивидуальные черты. Глядя на эти образы, можно как будто распознать настроения и характеры запечатленных здесь людей. Одни из голов взирают на вас с некоторым удивлением, даже откровенно весело, в то время как другие настроены очень гневно или же злобно и уж никак не приветливо.
Всего пока обнаружено 17 колоссальных голов. Все они установлены близ крупнейших церемониальных центров ольмеков, находившихся в Ла-Венте, Сан-Лоренсо и Трес-Сапотесе. Некоторые монументы располагались в храмах и дворцах. Однако многие из этих статуй были, похоже, впоследствии перенесены на другое место. Так что, теперь уже нельзя узнать, где они изначально находились.
ИСКУССТВО ЛА-ВЕНТЫ
Политический и религиозный центр культуры ольмеков лежал в Ла-Венте, на территории современного мексиканского штата Табаско. Поэтому историки говорят о «культуре Ла-Венты».
Посреди возведенного здесь ансамбля зданий, простиравшегося почти на пять километров, находилась одна из древнейших пирамид Месоамерики — конус из утрамбованной глины высотой около 30 м. Внешне она напоминала вулкан с бороздками по склонам. На платформе пирамиды когда-то, наверное, высился храм. Вокруг располагались другие святилища, дворы и площадка для ритуальной игры в мяч.
Ольмеки были первым народом Месоамерики, который стал использовать камень не только для художественных поделок, но и для строительства зданий.
При этом материал им приходилось везти издалека. Базальт для голов они доставляли с вулканического хребта, лежавшего за сто километров от Ла-Венты. Предположительно, они перевозили эти каменные глыбы на плотах и полозьях.
Помимо колоссальных голов, обнаружено еще почти три сотни монументальных скульптур, оставленных ольмеками. Речь идет, прежде всего, о стелах, установленных ими повсюду, и гигантских тронах. Самый большой трон достигал около 4 м в длину, 1,5 м в ширину и 1,8 м в высоту. Внешне они часто напоминали алтарь или стол.
Кроме того, ольмеки изготавливали миниатюрные скульптуры из терракоты, обсидиана, аметиста и горного хрусталя, но, прежде всего, из нефрита. Наиболее выразительны так называемые «Babyfaces», «детские головки», или «Tigerfaces», «головы тигров», — небольшие толстые статуэтки, с откровенно неприятным выражением лица. Здесь еще отчетливее, чем в колоссальных головах, выражено сходство с надутыми от гнева детьми. Некоторые корчат жуткие, прямо-таки хулиганские гримасы. Возможно, эти портреты как-то связаны с культом божества-ягуара. Может быть, ольмеки считали своих властителей земными воплощениями «Великого ягуара».
На это намекает и каменный алтарь, найденный в Ла-Венте. В полукруглой нише под столешницей видна скорченная человеческая фигура, — возможно, это жрец, — в то время как на краю стола выгравировано очень стилизованное изображение свирепо оскалившегося ягуара.