Неужели этруски, в самом деле, так представляли себе загробный мир? Веселые пиршества с пышно накрытыми столами, волнующие звуки флейты, танцы, любовные игры, рыбаки со снующими рядом дельфинами, стаи птиц, охотничьи забавы?
Пожалуй, нигде больше гробницы не украшены такими яркими и жизнерадостными фресками. Все эти громадные некрополи выглядят как череда пиршественных залов. Самые красивые росписи можно увидеть, пожалуй, в Тарквиниях, в то время как на примере некрополей Черветери наглядно убеждаешься, насколько же схожа архитектура этрусских жилищ и гробниц. Эти города мертвых, как и сами города этрусков, располагались в холмистой местности на побережье моря, в северной части Лация.
ЭТРУСКИ И СМЕРТЬ
Этруски были убеждены, что мертвые продолжают жить в том же самом месте, где их похоронили. Таким образом, гробницы этрусков были домами умерших, где тем предстояло отныне обретаться. Вполне логично, что гробницы и строили как жилища, пытаясь обставить их так, чтобы жить здесь было удобно и приятно.
Древнейшие из тысячи с лишним гробниц Черветери — тумулусы — были сооружены из туфа и покрыты полусферическими насыпями. Иногда под одним и тем же холмом скрывалось несколько отдельных гробниц. Тумулусы были окружены холмиками, под которыми были похоронены более бедные сограждане. Около 500 г. до н. э. вдоль улиц городов мертвых стали появляться кубические постройки, расположенные в правильном порядке, — возможно, некрополи намеренно возводили по тому же плану, что и города, населенные живыми людьми. Когда же не стало хватать места, начали рыть подземные гробницы, зато внутри те выглядели все более роскошно.
Часто в гробнице было несколько комнат. Подобный дом состоял из длинного коридора и главных покоев, к которым сбоку примыкали небольшие помещения. Судя по немногим сохранившимся планам жилых домов расположение комнат в последних было таким же. Потому, изучая гробницы этрусков, историки могут проследить за тем, как менялась архитектура их жилых домов и их образ жизни на протяжении столетий. Со временем, например, потолки этрусских жилищ превратились в своды — позднее римляне довели этот архитектурный стиль до совершенства.
Помимо фресок, в этрусских гробницах было немало других украшений: инкрустированные потолки, декоративные стропила, внутренние колонны с узорчатыми капителями, карнизы и каменные кресла. Среди погребальных даров можно было встретить и столовую посуду, и косметические принадлежности, и продукты, собранные в последний путь.
Вероятно, самая любопытная гробница в Черветери — это Tomba dei Rilievi, «Гробница Рельефов», сооруженная в III в. до н. э. Ее стены и пилястры покрыты лепниной, изображающей самые разные предметы повседневной жизни: орудия труда, колесницы, оружие, а также животных.
Мертвые покоились у стены, в своего рода алькове. Над ними были указаны их имена.
В других гробницах стояли саркофаги, выполненные в виде удобного ложа. Скульптуры усопших возлежали на нем, словно продолжая пир. Одно из лучших произведений этрусского искусства — саркофаг веселой супружеской пары из Черветери (около 520 г. до н. э.). Они как будто спешат завязать беседу с заглянувшим сюда посетителем.
Первые фресковые росписи появляются в гробницах около 700 г. до н. э. В ранних захоронениях Черветери хорошо видно, что художники, создававшие их, вдохновлялись образцами коринфской вазовой живописи. Вплоть до V в. до н. э. преобладают яркие, красочные фрески, полные движения. На них представлены, главным образом, праздничные пиры, как, например, в Гробнице Леопардов (около 475 г. до н. э., Тарквинии); впрочем, чаще всего это погребальные пиры. Здесь можно нередко увидеть также сцены состязаний, которые опять же были частью погребального празднества. Так, в Гробнице Авгуров (около 530 г. до н. э.) изображены обнаженные борцы. На фресках из Гробницы Быков (около 525 г. до н. э.) показаны сцены из жизни древнегреческого героя Ахилла. На фризе над ними можно заметить остатки эротических росписей. Этруски верили, что жизненная сила, запечатленная с помощью образов и красок, передается покойным. Не случайно они отдавали предпочтение таким ярким натуральным краскам, как красная, желтая, черная, зеленая и голубая.
После 400 г. до н. э. этрусская культура постепенно приходит в упадок. Меняется и стиль росписей. Они становятся куда более мрачными и серьезными; исчезает радость, переполнявшая их прежде. Все чаще и чаще возникают картины насильственной смерти и загробного мира. Впоследствии демоны этрусков — вроде тех, что явлены в Tomba del’Orco, Гробнице Людоедов (около 350 г. до н. э., все перечисленные гробницы находятся в Тарквиниях), — воскресают в средневековых изображениях ада. Начиная с III в. до н. э., этрусские живописцы все чаще рисуют погребальные процессии и сцены прощания с умершими.
Краски в этрусских гробницах наносились еще на сырую штукатурку, как и подобает в технике фрески. Благодаря идеальному микроклимату, царившему здесь, все эти росписи за 2,5 тыс. лет почти не выцвели. Ведь и летом, и зимой температура в этих потаенных залах была практически одинаковой. Кроме того, туфовые стены гробниц сохраняли естественную влагу, а потому краски выглядели все такими же свежими, будто живописцы лишь недавно покинули эти залы.