В эпоху Нового царства (около 1540-1069 гг. до н. э.) Фивы стали культурным центром Египта. Поколения фараонов строили на окраине города, в Карнаке, грандиозный храмовый комплекс, посвященный богу-покровителю Нильской державы, Амону. Каждый царь стремился соорудить более величественные здания, более пышные статуи и обелиски, чем его предшественники.
Священный округ был огражден от светских построек высокими стенами. Монументальные ворота вели внутрь. Храму принадлежал еще и целый город, занимавший площадь в три квадратных километра. Он управлялся верховным жрецом, который со временем, в пору заката Египта, стал могущественнее, чем фараон.
ХРАМ АМОНА
Размеры священного округа Амона в Карнаке составляли 1500 х 800 м. Сердцем храма был гипостильный («поддерживаемый колоннами.
Прим. перев.) зал, разделенный колоннами на центральный проход и два боковых. Площадь одного лишь этого помещения достигала 5400 кв. м, что почти соответствует площади основания Кельнского собора. Крышу зала поддерживали 134 колонны, причем высота опор, обрамлявших центральный проход, составляла 24 м. Их капители были выполнены в виде раскрытых цветов папируса, а сами они напоминали связки стеблей этого растения — целый лес тростника. Этот зал был сооружен при фараонах Сети I (время правления: 1304-1279 гг. до н. э.) и его сыне — Рамсесе II (время правления: около 1279-1213 гг. до н. э.). Всюду — на стенах, потолке, колоннах -виднелись надписи и изображения, прославлявшие деяния этих царей, особенно битву Рамсеса с хеттами при Кадеше в 1274 г. до н. э. Сквозь оконные решетки, предусмотренные в боковых проемах центрального прохода, в зал проникал свет.
Почти так же величественно выглядит и большой юбилейный храм Тутмоса III (время правления: около 1479-1425 гг. до н. э.), чья архитектура воспроизводит в камне облик шатра, в котором фараон пребывал в дни военных походов. По-видимому, это святилище должно было прославлять царя в образе Амона-Ре. Кроме того, в этом комплексе располагалось еще несколько небольших храмов (некоторые из них соединялись друг с другом). Они окружали два внутренних двора.
Древнейшие из них, — например, небольшой поминальный храм из белого известняка, возведенный фараоном Сенусертом I (время правления: около 1971-1928 гг. до н. э.) и расположенный в одном из внутренних дворов, — были воздвигнуты еще в эпоху Среднего царства.
Около 1500 г. до н. э. в Карнаке начался настоящий строительный бум. В одном из дворов, у входа в гипостильный зал, была установлена величественная гранитная статуя Рамсеса II с маленькой дочерью. Кроме того, на территории священного округа воздвигли десять монументальных ворот (пилонов), окаймленных двумя обелисками или колоссальными статуями. Высота входных ворот в святилище достигала 43,5 м; их ширина равнялась 113 м, а толщина — 15 м. Когда-то перед ними были водружены восемь мачт, изготовленных из стволов кедра; на них развевались флаги. Внутри храмового ансамбля все стены зданий, все пилоны и наружные стены были покрыты росписями. Обелиски увенчивались золотыми наконечниками; полы и стены храмов в различных местах были выложены серебром. В огромном священном озере жрецы совершали ритуальные омовения. Рядом с ним высился колоссальный камень-скарабей, ведь этот навозный жук считался у египтян символом вечной жизни. В дни празднеств из одного святилища в другое носили статуи богов — они «навещали» родственников или участвовали в ритуалах.
Аллея каменных сфинксов с головами баранов вела из святилища Амона, на запад, к берегу Нила. Еще одна аллея направлялась на юг, к расположенному поблизости храму Мут, жены Амона. В 3 км оттуда, вниз по берегу Нила, находился Луксор. При Аменхотепе III (время правления: около 1391-1353 гг. до н. э.) там был воздвигнут еще один храм (190 х 55 м), где особенно выделялся зал с множеством расположенных рядом колонн в виде папируса. По-видимому, этот храм символизировал возобладавшие в Новом царстве представления египтян о «мировом холме», находясь на котором бог Амон-Ре (Ра) творил весь остальной мир. Поэтому раз в год жрецы торжественно перевозили в ладье статую Амона из Карнака в Луксор с тем, чтобы, удалившись внутрь храма и совершив тайный обряд, продолжить сотворение мира, начатое божеством.
ХРАМОВЫЙ ГОРОД
Вокруг храма простирался храмовый город. Помимо жрецов, здесь жили люди самых разных занятий, так или иначе связанные с культом Амона. Ведь фараоны не только строили новые храмы, но и одаривали их участками земли и даже целыми деревнями. По этой причине крупные святилища были достаточно независимы от властей и вели свое автономное хозяйство.
На пашнях, принадлежавших храму, работали крестьяне из окрестных деревень; они жили урожаем, собранным ими с полей. В городе же проживали многочисленные чиновники, ремесленники, художники и рабочие; все они трудились на Карнакский храм. Ему же принадлежали зернохранилища, пекарни и даже бойня, а, кроме того, школы и библиотеки, поскольку в то время святилища были культурными и духовными центрами страны. Здесь обучали писцов и чиновников; здесь занимались научными изысканиями.
Храмовый город в Фивах находился под управлением верховного жреца. В XI в. до н. э., когда к власти пришел беспомощный Рамсес IX (время правления: около 1099-1070 гг. до н. э.), подлинным властителем страны стал верховный жрец. Он установил военную диктатуру, которая сохранялась в Фивах некоторое время и после того, как страна распалась на отдельные области.