На Крите, гласит греческий миф, некогда жил царь по имени Минос. В своем громадном дворце Лабиринте он прятал ужасное чудовище с телом человека и головой быка. Каждый год (в другом варианте мифа — каждые 9 лет. — Прим. перев.) жители Афин посылали Миносу в виде дани 14 юношей и девушек. Их приносили в жертву Минотавру.
Когда в 1900 г. археолог из Великобритании Артур Эванс (1851-1941) — впоследствии английский король дарует ему титул сэра — раскопал на Крите огромное здание с бесчисленными, причудливо соединенными друг с другом комнатами, он был уверен, что отыскал легендарный Лабиринт Минотавра. Когда же вскоре Эванс убедился, что открыл на Крите неизвестную прежде культуру, возникшую задолго до греческой, он назвал ее «минойской».
Сегодня большинство исследователей считает, что Лабиринт представлял собой религиозный, политический и хозяйственный центр минойской цивилизации. Здесь правил царь, являвшийся одновременно и верховным жрецом; отсюда по всему острову централизованным путем распределялись накопленные припасы.
ДВОРЕЦ
Дворец насчитывал около 1300 комнат; посредине находился просторный внутренний двор. Отсюда можно было попасть в культовые помещения, расположенные в западной части дворца, в том числе в Тронный зал с алебастровым троном и золотисто-красными рельефами, украшавшими стены (на них были изображены грифоны). Помещения в восточной части дворца были оформлены особенно пышно; по-видимому, здесь находились царские покои. Правители Крита любили комфорт; к их услугам были ванны и туалеты. Сквозь огромные вентиляционные отверстия в помещения проникал свет, а разогретый воздух, в свою очередь, поднимался к крыше, и потому в комнатах сохранялось ощущение свежести. Зимой залы отапливали с помощью переносных жаровен.
Далеко за стенами дворца, по-видимому, располагались хранилища припасов, а также мастерские ремесленников. В кладовых найдены двухметровые кувшины (пифосы).
Очевидно, Кносский дворец несколько раз расширялся, причем новые помещения пристраивали без всякого порядка, вопреки законам гармонии. Только лишь в ванную комнату, предназначенную, предположительно, для купания царицы, вело пять разных дверей. Снаружи дворец был окружен бастионами, но по-настоящему не был укреплен. На Крите в минойскую эпоху вообще не имелось никаких крепостных сооружений — критяне не собирались ни с кем воевать.
ФРЕСКИ
Археологи, открывшие Кносский дворец, пожалуй, более всего были изумлены яркими, красочными фресками. «Да, это же маленькая парижанка!» — якобы воскликнул Эванс, увидев изображение девушки, как нарочно одетой по тогдашней — начала века — моде. На минойских фресках мы видим изящных юношей и девушек, которые прогуливаются среди цветов и птиц, или увлеченно играют и занимаются гимнастикой. Многие фрески запечатлели ритуальные сцены и танцы. Краски древних росписей буквально светятся; поражают и плавные линии, с помощью которых художники искусно передавали движения людей и животных. Так называемый «Мегарон царицы» украшен изображениями ныряющих дельфинов. Другие фрески свидетельствуют о том, что жители Крита когда-то впрямь поклонялись божеству в образе быка. У северного входа во дворец находится громадный рельеф, на котором изображен бешено мчащийся бык. В ярости он бросается на ловцов, настигших его в оливковой роще. Особенно знаменита фреска, на которой мы видим, как, совершая акробатические прыжки, молодые юноши и девушки пытаются увернуться от быка, а тот, похоже, поддел одну из красавиц своими рогами. Возможно, здесь как раз и увековечен тот кровавый ритуал жертвоприношения, отголоски которого дошли до нас в виде легенде о Минотавре.
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
В конце III тысячелетия до н. э. на Крите развернулось строительство громадных дворцов. Помимо Кносса, руины роскошных построек обнаружены в Фесте, Айе-Триаде и Маллии. Многие из них стали жертвами частых в здешних краях землетрясений, но на месте рухнувших зданий возводились новые, еще красивее и величественнее. Первый дворец в Кноссе был воздвигнут, предположительно, около 2100 г. до н. э., а четыре столетия спустя разрушен землетрясением, пожаром или восставшим народом. Во время Второго дворцового периода (около 1700-1425 гг. до н. э.) Крит стал ведущей морской державой Средиземноморья. Благодаря оживленной торговле страна процветала. Однако, начиная с XVв. до н. э., дворцы приходят в упадок. По мнению ряда археологов, эти грандиозные постройки были разрушены в результате извержения вулкана Санторин, в то время как другие исследователи считают, что к этому времени Критское государство было захвачено микенскими греками.
Итак, многое в истории Крита по-прежнему остается неясным — взять хотя бы архитектуру Кносского дворца. В 1970 г. немецкий исследователь, профессор геологии Ханс Георг Вундерлих рискнул выступить с дерзкой гипотезой. По его догадке, «дворцы» являлись, на самом деле, гигантскими некрополями, ведь столь же красочно были оформлены погребения в Египте и так же сильно они впоследствии пострадали от рук грабителей. В середине II тысячелетия до н. э. этот культ потустороннего мира постепенно пришел в упадок. По гипотезе Вундерлиха, минойская культура не погибла, а лишь со временем переродилась, превратившись впоследствии в греческую культуру.