Собор святого Петра, одна из четырех патриарших базилик и церемониальный центр Римской католической церкви, находится в Ватикане. Это — самая высокая церковь мира, возведенная в эпоху Возрождения. Высота ее купола достигает 132 м, а высота фасада — 51м. Облик фасада определяют монументальные коринфские колонны, которые перекрывают два нижних яруса храма. К востоку от собора простирается площадь святого Петра, сооруженная в середине XVII в. Она имеет форму овала, окруженного четырьмя колоннадами. Открытыми оставлены лишь та сторона площади, что примыкает к базилике, и сторона, лежащая напротив нее. В центре архитектурного ансамбля, созданного в традициях высокого барокко, возносится античный обелиск, относящийся к эпохе императора Нерона (37-68 гг. н. э.). Если расположиться прямо перед обелиском, то монументальный памятник церковного зодчества Нового времени предстанет во всей своей красе. Длина собора святого Петра составляет 212 м, а ширина -152 м. Это — самый большой в мире христианский храм.
БАЗИЛИКА СВЯТОГО ПЕТРА
Собор святого Петра сооружен на месте старинной базилики, воздвигнутой в 320 г. при императоре Константине (280-337). Та церковь также была посвящена апостолу Петру. Она находилась на памятном месте — там, где, по преданию, был погребен святой Петр и где во II в. был сооружен памятный знак на месте его могилы. Вокруг этого знака и была возведена пятинефная базилика с поперечным нефом и атриумом (двориком). В последующие века эта церковь не раз расширялась. В частности, были сооружены крипта, укрывшая памятный знак, и колокольня.
СПОР АРХИТЕКТОРОВ
В Средние века облик базилики святого Петра почти не менялся до тех пор, пока папа Юлий II (1443-1513) не задумал ее переделать. Он поручил Донато Браманте (1444-1514) пристроить к храму капеллы. Однако тот замыслил большее, Когда архитектор представил свой план заказчику, папа был поражен. Вместо пристройки он увидел на чертеже совершенно новый храм, который предполагалось воздвигнуть на месте старой церкви. Этот храм наискось перечеркивал ее. Юлий II отверг предложенный план. Он пожелал видеть на этом месте квадратный в плане собор, возведенный точно над местом захоронения апостола. Однако Браманте вновь задумал свое, вписав квадрат в продольное здание, которое изначально предложил (теперь будущее здание представляло собой равноконечный крест. — Прим. перев.). На этот раз папа Юлий II уступил его доводам.
ЭТАПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА
После того, как спор о форме будущего собора был благополучно разрешен, в 1506 г. заложили первый камень в основание храма. Возводить его было поручено Браманте. Согласно утвержденному плану, тот начал сооружать центральное строение — то, что предложил папа. Архитектор пытался довести его до совершенства и этим успокоить заказчика, дабы тот не воспылал желанием что-нибудь изменить в намеченном плане. Уже в 1511 г. первыми были готовы опоры купола. Когда же папа Юлий II заметил, что Браманте, скрепя сердце, трудится над той частью собора, что ему не мила, он приостановил эти работы. Вплоть до 1512 г., до кончины Юлия II, сооружался лишь хор церкви. Через два года умер и сам Браманте, и после этого какое-то время один архитектор сменялся другим. Самым знаменитым среди них был Рафаэль (1483-1520), но и ему довелось проработать над возведением собора лишь несколько лет. В те бурные годы, полные переменчивых событий, работы продвигались очень неспешно. Судьбоносным в долгой истории собора святого Петра стал 1546 г. В ту пору, когда Европу охватило движение Реформации, папа Павел III замыслил завершить этот грандиозный храм, чтобы его красотой и величием посрамить противников католической церкви. Дальнейшее ведение строительных работ он поручил Микеланджело (1475-1564). Тот решительно взялся задело. В его планах было вернуться к идее Браманте и возвести собор в форме греческого, то есть равноконечного, креста. Замысел Микеланджело определил нынешний облик собора святого Петра.
Именно знаменитый художник и скульптор проектировал купол храма, а также придал восточному фасаду его нынешний четкий, монументальный облик. Когда в 1606 г. Карло Мадерна (1556-1629) начал пристраивать к собору продольное здание и взялся за окончательное оформление фасада, он ориентировался на стиль Микеланджело. Площадь перед собором, окруженная колоннадами и определяющая облик этого архитектурного ансамбля, сооружена в 1656-1667 гг. архитектором Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Он создал также балдахин главного алтаря собора святого Петра, одного из выдающихся памятников эпохи барокко.
КУПОЛ
Архитекторы выдвигали различные проекты сооружения купола, но осуществлен был план, предложенный Микеланджело. Громадный купол диаметром 42 м покоится на двойных колоннах, продолжением которых служит каркас из 16 ребер купола. Последний состоит из двух оболочек: полусферической внутренней и наружной, круто взмывающей вверх. Массивная железная цепь, проложенная между ними, скрепляет оболочки купола, придавая ему устойчивость. Внутренний свод купола украшен мозаиками. Надпись у основания купола «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» напоминает о том, что собор воздвигнут над могилой апостола Петра.