Кафедральный собор Сент-Пол, знаменитый своим громадным куполом, мог быть возведен только после катастрофического пожара 1666 г. в Лондоне. Ведь в пламени, уничтожившем город, погиб и прежний собор святого Павла. Архитектор сэр Кристофер Рен (1632-1723) сумел увлечь своими планами короля Карла II (1630-1685). Ему и довелось возвести новый собор Сент-Пол. Сооруженный в традициях барокко, он состоит из продольного нефа и короткого поперечного здания. Однако главная примета этого кафедрального собора — громадный купол. По высоте — 111 м — он уступает лишь куполу собора святого Петра в Риме. Круглая крыша покоится на венце колонн, опоясывающем наружную стену храма. Восемь мощных двойных колонн служат опорой куполу; они воздвигнуты в главном нефе, хоре и поперечных нефах. Если смотреть на собор с западной стороны, где расположен главный вход в храм, то купол обрамлен двумя угловыми башнями, окаймляющими фасад. Непосредственно перед главным входом сооружен нартекс — двухъярусный портик, который увенчан треугольным фронтоном. Его украшает рельеф, изображающий сцену из жизни святого Павла — обращение будущего апостола в христианство.
ПРЕДЫСТОРИЯ
На месте современного кафедрального собора святого Павла еще в дохристианскую эпоху находился языческий храм. Римляне почитали здесь богиню Диану. На руинах этого капища и была возведена в VII в. христианская церковь, на месте которой в XII-XIII вв. построили готический кафедральный собор, посвященный святому Павлу. В то время он считался одним из самых красивых храмов Англии. Высота шпиля его башни составляла 170 м. Однако в 1561 г. собор Сент-Пол серьезно пострадал во время пожара.
Впоследствии церковное здание было реставрировано, но старая башня в любой момент могла обрушиться. Известный архитектор Кристофер Рен предложил снести ее, а храм увенчать куполом. Его предложение было, в самом деле, принято, как вдруг, всего неделю спустя, облик города разительно изменился. Страшный пожар 1666 г. уничтожил значительную часть Лондона. В этом огне погиб и старый кафедральный собор святого Павла.
НОВЫЙ СОБОР
Немедля Кристофер Рен составил новый проект. По его замыслу, храм теперь должен был выглядеть совершенно иначе, чем до катастрофы. Он собирался воздвигнуть здание в форме греческого, то есть равноконечного, креста, но воплотить этот план в жизнь ему так и не удалось. Им остались недовольны священники, ведь если в соборе не окажется настоящего продольного нефа, то невозможно будет проводить и богослужения по давно заведенному образцу. Лишь в 1675 г. Рен сумел, наконец, договориться с церковью, пожертвовав ради этого прежним планом. Теперь он согласился возводить храм в виде традиционного креста. В июле того же года начались строительные работы. Боясь, что ему не доведется дожить до завершения собора, Рен стал сооружать все его части одновременно. Поэтому казалось, что работы движутся медленнее обычного. И все же Кристофер Рен еще при жизни успел полюбоваться своим детищем. Возможно, заказчику удалось «мотивировать» строителей, чтобы работы ускорились. В 1697 г. жалование архитектора было уменьшено наполовину. Лишь в свой день рождения, 20 октября 1710 г., когда был уложен последний камень купола, Рен получил всю невыплаченную ему прежде часть жалования.
ИНТЕРЬЕР
Сэр Кристофер Рен возвел один из самых красивых храмов мира. Он поражает своим размахом: и высотой купола, и размерами здания. Внутри собор кажется еще больше, чем он есть на самом деле, поскольку ничто не отвлекает взгляда — здесь нет ни множества капелл, как в других храмах, ни гробниц, ни каких-то других сооружений и предметов. Интерьер церкви отличается четкостью и строгостью. Все внимание устремлено к великолепным скамьям хора, сооруженным еще в XVII в. Своей декоративной отделкой выделяется и сам хор. Стены над скамьями и позади них вплоть до самого свода украшены мозаикой из смальты. В южном трансепте, справа от хора, виднеется лестница; она ведет в крипту. Там похоронены архитектор Кристофер Рен, а также живописец Уильям Тернер (1775-1851), адмирал сэр Горацио Нельсон (1758-1805) и другие знаменитые британцы.
КУПОЛ
Громадный купол собора Сент-Пол определяет и облик внутреннего помещения храма. Изнутри его поддерживает колоннада, сквозь проемы которой в собор вливается свет. Свод купола украшен мозаиками и росписями, повествующими о жизни апостола Павла. Над внутренней оболочкой купола находятся еще две оболочки. Это — остроконечный конус из кирпича (на него опирается фонарь, весящий 836 т; кстати, на фонарь можно подняться), а также наружный купол — свинцовая оболочка, которая покоится на деревянном каркасе.