Резиденция архиепископа в Вюрцбурге считается вершиной дворцовой архитектуры эпохи барокко в Германии. Искусствоведы говорят о «синтезе барокко», поскольку известные художники со всей Европы, работавшие над возведением резиденции, довели до совершенства традиции и характерные элементы этого стиля. Снаружи — это массивное здание, сооруженное из серого песчаника. Оно кажется удивительно целостным и гармоничным. Подлинное же великолепие замысла открывается лишь внутри. Особенно впечатляют знаменитая парадная лестница и Императорский зал. Идеи барокко явлены здесь во всем своем блеске. Архитектурные элементы буквально сливаются с декоративными, порождая поразительную текучесть форм.
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Эту резиденцию начал строить архиепископ Иоганн Филипп, пребывавший в этой должности в 1719-1724 гг. Он принадлежал к знатному роду фон Шёнборнов и поддерживал тесные отношения с императорским домом Габсбургов. Затевая работы, он хотел построить дворец, в котором не было бы зазорно принимать самого императора; втайне же ему мечталось чем-то удивить монарха.
Руководителем строительства архиепископ назначил своего главного архитектора — Бальтазара Неймана (1687-1753). В работе принимали участие также ведущие зодчие эпохи барокко из Парижа и Вены, например, Иоганн Лукас фон Хильдебрандт (1668-1721), возводивший дворец Бельведер. Скульпторы и специалисты по лепным работам приезжали из Вюрцбурга и Мюнхена, Фландрии и Италии. Особенно велики заслуги Антонио Босси, автора грандиозных лепных украшений в Белом зале. Самым же знаменитым живописцем, трудившимся здесь, был венецианец Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770). Именно его кисти принадлежат прославленные плафонные фрески.
Лишь одно замедляло работу: уж слишком часто менялись владельцы будущей резиденции. Архиепископы были обычно людьми преклонного возраста; немного лет им было отпущено находиться в этой должности, и не всех увлекал расточительный проект, затеянный их предшественником. Так, после смерти Иоганна Филиппа работы и вовсе приостановились до тех пор, пока новым главой архиепископства не был назначен его младший брат Фридрих Карл, остававшийся у власти почти 20 лет — с 1729 по 1746 г. После же смерти и этого заказчика Бальтазар Нейман даже впал в немилость. Так продолжалось, пока новым архиепископом не стал Карл Филипп фон Грайфенклау-Фольратс (1749-1754). Он сумел привлечь к работе даже именитого Тьеполо и приступил к отделке помещений.
ИНТЕРЬЕР
Залы резиденции архиепископа в Вюрцбурге поразительно красивы. Пожалуй, в этом с ней не сравнится ни один дворец эпохи барокко. Поначалу посетители попадают в вестибюль, обрамленный колоннами. Важные гости въезжали сюда прямо на карете и, не замочив ног, направлялись в парадные залы.
Оттуда наверх ведет величественная лестница, расположенная в центре здания. Поднимаясь по этой необычной лестнице, залитой светом, посетители с изумлением видят над собой громадные фрески Тьеполо. Миновав это красочное великолепие, они попадают в Белый зал, пышно украшенный лепными работами Антонио Босси. Но настоящей жемчужиной дворца является Императорский зал; его роскошь и богатство отделки невероятны.
Немало удивительного можно увидеть и в частных покоях императора и императрицы, обустроенных к северу и югу от Императорского зала. Есть здесь и Венецианская комната, и Красный салон, и Зеленый кабинет — его мерцающие темно-зеленые стены в тон окраске покрыты позолотой, — и, конечно, сверкающий, искрящийся Зеркальный кабинет — один из лучших образцов архитектуры рококо.
В годы войны Зеркальный кабинет был разрушен, но впоследствии восстановлен реставраторами. Другие же кабинеты и залы счастливо пережили налеты авиации и бомбардировки Вюрцбурга. Это тем удивительнее, что Неймана еще при жизни всячески поносили за то, что он не позаботился укрепить огромный лотковый свод дворца. Злые языки предлагали даже повесить архитектора над парадной лестницей, чтобы проверить, выдержит ли свод хотя бы эту нагрузку.
ПЛАФОННЫЕ РОСПИСИ
В плафонных росписях Вюрцбургской резиденции чудесным образом соединились архитектура, живопись и лепнина. Свод над парадной лестницей (его общая площадь — 677 кв. м) расписан Тьеполо. Это — самая большая в мире плафонная фреска, выполненная на одну тему. Здесь аллегорически, в образе женских фигур, представлены четыре известные тогда части света — Европа, Азия, Африка и Америка. Они возносят хвалы богу Солнца (и медальону архиепископа). Благодаря использованию в росписях принципа перспективы кажется, что свод дворца гораздо выше, чем на самом деле. Изображения по краям фресок буквально перетекают в лепные украшения, сливаясь с ними. Посетители дворца очень любят угадывать, что нарисовано художником, а что вылеплено скульптором, или, например, где живописец рисовал на плоской поверхности, а где — на выпуклой. Особенно интересно играть в подобные игры, оказавшись в Императорском зале (его площадь составляет 400 кв. м). Здесь на фреске показана свадьба императора Фридриха Барбароссы (1122-1190) и Беатрисы Бургундской, состоявшаяся в 1156 г. в Вюрцбурге. Персонажи этой росписи стремятся буквально выбраться за края фрески. Их платки, развеваясь, невзначай перелетают на соседние росписи; чьи-то ноги ненароком соскальзывают со свода на стену. В эпоху барокко подобные иллюзионистические эффекты были очень популярны, но, пожалуй, нигде они не воплощены с таким гениальным мастерством, как в резиденции архиепископа в Вюрцбурге.