Король Баварии Людвиг II (1845-1886), в сущности, хотел лишь одного — возвести на руинах старинной крепости, прямо напротив отцовского замка Хоэншвангау, новую твердыню, которая «доподлинно бы напоминала немецкие рыцарские замки». Конечно, даже многочисленные башенки и зубцы не могут превратить Нойшванштайн в настоящий «средневековый замок». И все же мало найдется других творений архитектуры, которые так блистательно отвечали бы нашей потребности в романтике и, разумеется, некотором китче, как этот ослепительно белый сказочный замок, возведенный на фоне живописных альпийских вершин. Легко догадаться, с какими техническими сложностями было связано сооружение этого громадного замка на изрезанной ущельем скале в районе деревни Швангау, на берегу озера Альпзее.
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Еще отец Людвига, Максимилиан II (1811-1864), в 1832 г. велел воздвигнуть на руинах средневековой крепости замок Хоэншвангау в неоготическом стиле и украсить его циклом фресок, иллюстрирующих легенду о Лоэнгрине.
Людвиг также полюбил горы в окрестности Швангау, вот только сама атмосфера лежавшего здесь замка Хоэншвангау, как признавался он в письме к своему другу Рихарду Вагнеру (1813-1883), была для него навсегда отравлена «прозой» его матери. В 1868 г., совершенно разочаровавшись в политике, он стал вдруг мечтать о «новом замке Хоэншвангау» (название Нойшванштайн было дано ему лишь после смерти баварского короля). Политика и впрямь казалась делом мерзким. В 1866 г. Бавария выступила на стороне Австрийской империи, поддержав ее в войне с Пруссией, и потерпела поражение. Людвиг был вынужден обещать, что в случае новой войны его армия выступит на стороне прусского монарха.
В новом замке он чаял, наконец, обрести все, что так любил. Только в его стенах он мог чувствовать себя суверенным королем, помазанником Божиим.
Возведение замка он поручил баварскому придворному архитектору Эдуарду Риделю (1813-1885). Технические вопросы не интересовали монарха, взявшегося самовластно править на выбранной им пяди скалы. Сам Людвиг точно знал, что должно «получиться» и не намерен был -пусть даже в этом оставшемся ему мире грез -поступиться хотя бы одной своей прихотью. Он совершенно не считался со сроками, называя фантастичные цифры, — словно так, вопреки календарям, и должны строить сказочные замки. Людвиг хотел переехать в Новый Хоэншвангау уже через три года, а потому торопил строителей, художников и скульпторов, заставляя их работать по ночам. Но и это не помогало обогнать время. Первая часть замка — ворота с окружавшими их постройками -была готова в 1873 г., и лишь семь лет спустя Людвиг мог, наконец, перебраться во дворец.
Ежегодно королю Баварии дозволялось расходовать на свои строительные проекты до полутоpa миллионов марок, собранных в качестве налогов. Однако задуманное им было непомерно. Он строил не только будущий замок Нойшванштайн.
Он возводил дворец Херренкимзее в духе архитектуры Версаля, замок Линдерхоф, напоминавший виллы XVIII в., охотничий дом Шахен с мавританским парадным залом и театр в Байрой-те. Все эти затеи буквально разорили его. К концу жизни сумма его долгов превысила 14 млн. золотых марок. Иностранные банкиры грозили наложить арест на его имущество. Когда же король отказался даже обсуждать эту тему, его признали недееспособным за бесполезные траты и заключили в замок Берг, неподалеку от озера Штарн-берг, в водах которого он вскоре при загадочных обстоятельствах утонул. После его смерти замок Нойшванштайн был наспех достроен. Жертвой возобладавшей политики экономии стали его часовня и главная башня высотой 90 м, которые так никогда и не были сооружены.
ИНТЕРЬЕР ЗАМКА
Если в архитектуре замка подчас и ощущается некоторое безвкусие, то его интерьер поражает своим причудливым великолепием. В принципе, король Людвиг задумывал возвести некий храм муз, наполненный романтикой и «овеянный горной атмосферой». Целый ряд комнат предназначался для гостей. Был здесь и Певческий зал, в котором король собирался ставить оперы Вагнера. Но композитор так никогда и не приехал в Нойшванштайн, а потому монарх, все больше чуравшийся людей, изменил свои планы. Помещения, отведенные для гостей, как и комнаты для актеров и музыкантов, он велел перестроить. Вместо них появились удивительно красивые залы.
Небольшая комната для аудиенций разрослась в громадный Тронный зал, украшенный византийскими золотыми мозаиками, которые по настоянию Людвига должны были напоминать мозаики собора святой Софии. Впрочем, и золото, и мозаики здесь лишь имитированы мастерской кистью художника — подобно тому, как мраморные колонны на самом деле возведены из гипса и только раскрашены в тон мрамора.
Короля Людвига не смущали никакие исторические аллюзии и аналогии. Большинство помещений замка выдержаны в неоромантическом стиле, в то время как спальню он распорядился оформить в духе… готических кафедральных соборов: над кроватью монарха красуются ажурные узоры и башенки (фиалы).
В оформлении замка широко использованы мотивы сказаний и легенд, давно полюбившихся королю. Как полагают, решающую роль в отделке интерьеров Нойшванштайна сыграл не столько главный архитектор Ридель, сколько театральный художник Кристиан Янк (1833-1888).
Между прочим, за фасадом этого замка, как будто переносящего нас в далекое прошлое, скрываются новейшие для того времени технологии и поразительный комфорт. Здесь было предусмотрено центральное отопление, подавалась горячая и холодная вода, были сооружены туалеты с автоматической системой слива, лифт для доставки блюд из столовой, электрический звонок для вызова слуг и даже телефон.