Аппиева дорога

68Мощеные дороги имелись во многих городах Древнего мира. А вот мощеные проезжие дороги, связывавшие различные города страны, появились только в Римской державе. Изначально все эти улицы, дороги, торговые пути были либо ложбинами, по которым удобно было переходить с одного места на другое, из одного поселения в другое, или же колеями, которые оставили колесницы, — со временем эти колеи все сильнее врезались в землю, вдоль них теперь и передвигались. С этим, правда, была связана неожиданная проблема: в различных частях той или иной страны ширина колесничных осей разнилась, а значит, разной была и ширина проезжих дорог, что затрудняло торговлю между отдаленными регионами. Поэтому некоторые правители своими указами регламентировали размер осей.

ПЕРВАЯ ДОРОГА

В 312 г. до н. э. Аппий Клавдий Цек (Слепой) стал цензором Рима. Лишившись в старости зрения, он, тем не менее, был удивительно прозорлив как политик. Так, именно он ввел в сенат потомков вольноотпущенников. Но главная его заслуга была в том, что при нем в Риме появились первый водопровод и первая дорога, соединившая Рим с другим городом. Протяженность via Appia, Аппиевой дороги, составила 195 км. Она связала Рим с Капуей, главным городом Кампании, в ту пору весьма процветающим. Позднее эту дорогу продлили до портового города Бриндизи. Общая длина ее достигла 450 км. Нынешняя автострада Statale № 7 во многом следует античному плану.

Поражает то, что уже эта первая магистраль была проложена на прочном фундаменте. Для ее строительства срывали верхний слой почвы, пока не добирались до твердого фунта, на который в несколько слоев насыпали щебень и гальку. Мостовую сооружали из тщательно обработанного базальта. По преданию, Аппий Клавдий Слепой босиком прошелся по этой дороге, чтобы убедиться в качестве проделанной работы.

Впоследствии, в совершенстве овладев искусством дорожного строительства и научившись прокладывать дороги через горы и топи, римляне несколько раз меняли маршрут via Appia. Так, при императоре Домициане (51-96) новый участок пролег по заболоченной местности. Для этого в трясину вбили деревянные сваи, а промежутки между ними засыпали булыжниками, после чего уложили щебень и, наконец, мощеное покрытие. Император Траян (53-117) распорядился снести целый склон, чтобы Аппиева дорога в районе Террацины могла пройти вдоль побережья.

По завершении via Appia римляне не прекратили своей строительной деятельности, а проложили еще 18 дорог, которые шли из Рима в самых разных направлениях. Сегодня о них напоминают, прежде всего, великолепные надгробия, которые можно увидеть по обеим сторонам античных магистралей. В Древнем Риме умерших хоронили за городской чертой, и, конечно, самые почетные места погребения находились вдоль «царицы дорог». Пожалуй, наиболее известна круглая гробница Цецилия Метелла (30-20 гг. до н. э.); она достигает в поперечнике 20 м. Впрочем, зубчатый венец, окаймляющий эту постройку, сооружен в Средние века.

ДОРОЖНАЯ СЕТЬ

Римские дороги постоянно расширялись и благоустраивались, но предназначались они не столько для праздных путешественников или купцов, перевозивших товары, сколько для военных нужд. Стоит отметить и еще одно новшество: любой мог передвигаться по римским дорогам без уплаты пошлины.

Впоследствии во все крупные города завоеванных римских провинций прокладывались дороги, связывавшие их с уже существующей дорожной сетью, а значит, и с Римом. Это облегчало управление покоренными землями, позволяло наладить с ними торговые связи, а в случае необходимости прислать туда войска. Зачастую сооружением новых дорог занимались сами легионеры, причем в римскую армию набирали жителей провинций (нередко это делалось принудительно).

При императоре Диоклетиане (243-316) дорожная сеть, созданная римлянами, насчитывала свыше 370 дорог. Общая их протяженность составляла примерно 85 тыс. км. Они простирались от Шотландии до Индии, пересекали горы, болота и даже пустыню Сахара. Наряду с дорогами римляне соорудили и множество мостов. По оценке историков, всего их было возведено около 2 тыс., причем некоторые мосты используются по сей день. Имелись и путеводители, рассказывавшие о дорожной сети, например, iltinerarium Provinciarium Antonini Augusti (217 г.).

Конечно, не все второстепенные дороги империи были так же хорошо вымощены, как Аппиева. Однако все главные дороги были сооружены одинаково тщательно. Их покрытие состояло из нескольких слоев. В основание часто клали плоские булыжники или бутовые камни, заливая их раствором; затем насыпали слой крупного песка и на него — слой гравия, частично перемешанного с бетоном. Наконец, сверху укладывали булыжники, скрепляя их раствором. Кроме того, вдоль дороги прорывали дренажные траншеи для отвода воды. Все эти тяготы оправдывали себя: дороги, проложенные римлянами, не требовали особого ухода. Как правило, первый серьезный ремонт проводился лишь лет через сто.

Остается добавить, что вдоль всей дороги через каждую римскую милю (1480 м) был установлен указатель расстояния — высокий гранитный цилиндр. Через каждые десять миль проезжающих ждал постоялый двор. Известно, что Юлий Цезарь (100-44 гг. до н. э.), отправившись из Рима в дорожном экипаже, добрался до берегов Роны всего за 8 дней, и в этом заслуга строителей римских дорог.

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru