Эмпайр-Стейт-билдинг

26Сорок лет Эмпайр-Стейт-билдинг оставался самым высоким зданием мира. Своего громкого титула он давно уже лишен, и, все равно, именно он воплощает для нас образ небоскреба. Знаменитый швейцарский архитектор Ле Корбюзье (1887-1965) воскликнул во время своего первого приезда в Нью-Йорк: «Я мог бы улечься на тротуар и вечно смотреть на него!»

АРХИТЕКТУРА

Эмпайр-Стейт-билдинг насчитывает 102 этажа; на них расположились многочисленные офисные помещения. Первоначальная высота небоскреба составила 381 м. Однако в 1951 г. его увенчала башня, в которой расположились радио- и телевизионные мачты. Теперь высота здания достигла 443 м. Несущая конструкция состоит из каркаса, на изготовление которого ушло 60 тыс. т стали. Каркас облицован примерно десятью миллионами кирпичей. Своим характерным ступенчатым силуэтом это здание обязано строительным нормам, действовавшим тогда в Нью-Йорке. Согласно им, в городе не разрешалось возводить здания высотой более 38 м — разве только где-нибудь в стороне от проезжей части. Поэтому строители небоскреба пошли на хитрость. Всю территорию, выделенную им, — ее общая площадь составила 7500 кв. м, — они полностью застроили, а когда довели здание до отметки, указанной в нормах, отступили от края и только тогда продолжили возводить небоскреб. Этот трюк они повторяли и дальше. Силуэт небоскреба, впрочем, отвечал модному тогда в Нью-Йорке архитектурному стилю. Если в Чикаго уже в конце XIX в. строили высотные здания с гладким фасадом, точно повторявшим каркас конструкции, а единственным их декоративным элементом были оконные стекла, то в Нью-Йорке тогда еще господствовал неоклассицизм. Для небоскребов Нью-Йорка — для Эмпайр-Стейт-билдинга и построенного в те же годы Крайслер-билдинга — характерен ступенчатый профиль; они украшены элементами арт-деко и увенчаны башнями. Впрочем, использование таких материалов, как алюминий, — из него изготовлены люнеты окон Эмпайр-Стейт-билдинга, — придает зданиям современный облик.

Читайте также:  Плотина Итайпу

Конечно, с точки зрения истории архитектуры новаторским считается именно тот стиль, в котором возведены небоскребы Чикаго, однако ни один из них не мог конкурировать по популярности с Эмпайр-Стейт-билдингом. И дело не только в громадной высоте последнего. Здание «Имперского штата», украсившее Нью-Йорк, стало неимоверно популярно именно благодаря своему характерному силуэту, который определил образ Манхаттана, а также благодаря башне, заставляющей вспомнить и Эйфелеву башню, и монастырь Мон-Сен-Мишель.

Даже башни-близнецы Всемирного торгового центра, разрушенного 11 сентября 2001 г., не могли сравниться по популярности с Эмпайром.

Конечно, популярность ему придавали и две смотровые площадки, расположенные одна на 86-ом, а другая на 102-ом этаже, и кинофильм 1933 г., в котором Кинг-Конг, взобравшись на вершину Эмпайр-Стейт-билдинга, сражался с кружившими над ним армейскими самолетами.

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Эмпайр-Стейт-билдинг возведен на территории Манхаттана, а этот район отличается особой плотностью застройки. Небоскреб расположен на Пятой авеню, на месте бывшей гостиницы «Уол-дорф-Астория». За этим проектом стояли крупнейшие фирмы США, в частности, «Дженерал Моторс» и «Дюпон». Архитекторы стремились затмить конкурентов, возводивших Крайслер-билдинг, — тем более, что речь шла о здании, общий объем офисных помещений в котором составил не менее 10 млн. куб. м. Здесь, как и в эпоху готических кафедральных соборов, тоже шла борьба за престиж. Все хотели возвести самый высокий в мире небоскреб. В 1930 г., в разгар строительства Эмпайр-Стейт-билдинга, лидировало здание «Манхаттан-банка» на Уоллстрит. Его высота составила 283 м. Тогда архитектор Уильям Ван Ален (1882-1954), сооружавший Крайслер-билдинг, распорядился тайком собрать в одной из противопожарных шахт «корону» из нержавеющей стали, а затем — к досаде конкурентов — ее водрузили над зданием. Так удалось довести рекорд до отметки 319 м. Поначалу создатели Эмпайр-Стейт-билдинга рассчитывали воздвигнуть башню высотой 85 этажей, однако еще во время строительства переменили планы и надстроили здание, намечая установить на его крыше причальную мачту для дирижаблей. Но больше всего «Имперский штат» поражает не своей рекордной высотой, а удивительной слаженностью и точностью, с которой был возведен. От закладки фундамента до окончания строительных работ прошло всего год и 20 дней — на 7 месяцев меньше, чем планировали архитекторы Ричмонд Шрив (1877-1946), Уильям Лэмб (1883-1952) и Артур Хармон (1878-1958). В среднем, каждую неделю небоскреб прирастал еще на 4,5 этажа — и это при пятидневной рабочей неделе! А ведь организовать работы в самом центре густонаселенного Манхаттана было чрезвычайно сложно. Здесь, например, практически негде было складировать строительные материалы. Все необходимое доставлялось сразу на место — зачастую после предварительного монтажа. Порой на стройплощадке находилось одновременно до 3 тыс. рабочих. Все их действия надо было координировать, чтобы не было никакого простоя и беспорядка. Немало вопросов вызывала доставка материалов на верхние этажи. Тогда три архитектора разработали краны, которые, находясь на стройплощадке, сами постепенно перемещались наверх, по мере того как росло здание. Нечто подобное уже применялось при сооружении Эйфелевой башни. Это позволило значительно сэкономить. В итоге Шрив, Лэмб и Хармон не только поразительно быстро воздвигли рекордный по высоте небоскреб, но и свели стоимость работ к минимуму. Эмпайр-Стейт-билдинг обошелся всего в 41 млн. долларов вместо утвержденных сметой 50 млн.

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru