Транссибирская железная дорога

37Многие любители путешествовать поездом мечтают хотя бы раз в жизни прокатиться по Транссибирской железной дороге из Москвы, например, до озера Байкал или еще дальше, во Владивосток, на берега Тихого океана. Чем не авантюра? Общая протяженность легендарного Транссиба составляет 9288 км. Эта дорога пересекает всю Азию, прихватывая еще и часть Европы. Приступая к ее сооружению, император Александр III (1845-1894) намеревался освоить громадные просторы Сибири, ее тайгу и степи, — край, необычайно богатый полезными ископаемыми. Однако трудности, ожидавшие строителей, были неимоверно велики: вечная мерзлота, резко континентальный климат (летом столбик термометра поднимается до 40 °С и выше, а зимой опускается ниже минус 60 °), могучие сибирские реки, которые по весне разливаются, затапливая обширные территории, а, кроме того, дорогу предстояло вести через болота и густую тайгу, горные хребты и сейсмически опасные области.

ИДЕЯ

Впервые о строительстве железной дороги из Москвы к портовым городам, лежащим на побережье Тихого океана, заговорили еще в середине ХГХ в. К этому времени Европейская часть России все больше и больше зависела и от полезных ископаемых, которые добывали в Сибири, и от продуктов сельского хозяйства, вывозимых из этого богатого края.

В 1886 г. император Александр III, наконец, утвердил строительство Транссибирской железной дороги, написав на отчете иркутскб*го генерал-губернатора: «А пора, давно пора». В частных ссудах и займах и так не было недостатка; теперь же и власть решила финансировать стратегически важный проект. Состоялись три экспедиции для изыскания трассы. Наконец, было решено выбрать кратчайший маршрут, а к отдельным городам, оказавшимся в стороне от железной дороги, проложить дополнительные ветки. В мае 1891 г. будущий император Николай II (1868-1918), находясь во Владивостоке, открыл строительство этой грандиозной дороги, сделав символический жест: взял в руки заступ, копнул им, и работа закипела. Кстати, возвращение в Москву заняло у него тогда три месяца.

История строительства

Сооружение первого же отрезка новой железной дороги, соединявшего Владивосток с Хабаровском (Уссурийская железная дорога; протяженность — 772 км), оказалось делом чрезвычайно трудным, ведь трассу пришлось прокладывать по вечной мерзлоте. В 1892 г. началось строительство и другого участка магистрали. К тому времени уже была проложена дорога из Москвы в Челябинск протяженностью 2000 км.

Теперь ее взялись удлинять. Сооружение Западно-Сибирской железной дороги (1422 км) не требовало решения сложных технических задач — особенно по сравнению с Уссурийской дорогой. Однако здесь начались другие проблемы: не хватало рабочих рук, несвоевременно подвозились материалы, а ведь вдоль будущей трассы не было ничего, кроме леса. И эти трудности все нарастали, чем дальше строители продвигались на восток. В сооружении Транссибирской магистрали было занято 90 тыс. человек — по большей части, это были казаки, местные крестьяне, пришлые китайцы или завербованные на стройку работники из других стран, от Италии до Османской империи. На тяжелых работах использовали каторжников. Материалы доставляли в основном по сибирским рекам. В местах пересечения будущей дороги с крупными сибирскими реками сооружали громадные складские помещения. Впоследствии вокруг этих складов вырастали целые города — иногда очень крупные, как, например, Новониколаевск (ныне Новосибирск) на Оби, теперь это город с миллионным населением.

Еще за два года до того, как строители Западно-Сибирской железной дороги проложили линию до Оби (это произошло в 1895 г.), оттуда, с берега этой реки, принялись вести трассу в Иркутск. Началось сооружение Средне-Сибирской железной дороги протяженностью 1839 км. Горные хребты, болотистые низины, густые таежные леса — все сдерживало работу. Заготовленные заранее бревна порой не годились на шпалы из-за низкого качества древесины. Тем больше причин было гордиться такими выдающимися техническими достижениями, как строительство моста через Енисей (его длина — 950 м). В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже этот мост был удостоен золотой медали.

Проектировщики Транссибирской магистрали были людьми прагматичными. Так, в течение нескольких лет они откладывали строительство сложнейшего обходного участка трассы в районе озера Байкал. Все это время здесь использовалась железнодорожная паромная переправа. Ее обслуживали паромы-ледоколы. Поезда по Крутобайкальской дороге пошли только в 1904 г. Кстати, при сооружении этой кружной дороги на каждый ее километр расходовали в среднем вагон динамита, пробиваясь сквозь толщу горных пород, взрывая скалы и прокладывая туннели.

Часть магистрали пролегла по территории соседнего государства. В 1896 г. царское правительство подписало договор с Китаем, по которому строительство железной дороги к порту Владивосток отныне велось кратчайшим путем — через Маньчжурию. Однако всего через два года после открытия регулярного движения по Китайско-Восточной железной дороге (ее протяженность -1481 км) Россия потерпела поражение в войне с Японией. В Петербурге опасались, что противник со временем оккупирует Маньчжурию. Поэтому в 1908 г. началось сооружение обходного участка по территории России. Этот участок магистрали обошелся вдвое дороже, чем все остальные.

Этот грандиозный проект, потребовавший нечеловеческих усилий, был блестяще завершен в 1916 г., когда в районе Хабаровска возвели мост через Амур (его длина — 2,4 км). Со временем Транссиб оправдал самые смелые ожидания.

Вверх страницы
Рейтинг@Mail.ru