Тадж-Махал

27Тадж-Махал, заметил уроженец Бомбея, британский писатель Редьярд Киплинг (1865-1936), это «воплощение всего самого чистого, святого и грустного. Такова загадка этого сооружения».

Мавзолей, воздвигнутый на берегу реки Джамна, близ города Агра, стал одним из самых знаменитых памятников мировой архитектуры. Ведь с этим громадным и в то же время удивительно нежным и гармоничным зданием, ослепительно сияющим своей белизной, связана трагическая история любви, воспетая писателями и поэтами.

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Правитель Могольской империи, в то время охватывавшей значительную часть Индии, Шах-Джахан (1592-1666), внук Акбара Великого, велел возвести Тадж-Махал («Венец Дворца»), дабы в его стенах обрела свой последний покой любимая жена — Арзуманд Бану Бегам. Будущему императору было пятнадцать лет, когда на новогоднем празднике он влюбился в дочь главного визиря своего отца, которая была на год моложе его. Однако будущему монарху подобало жениться на ровне — персидской принцессе, и лишь через пять лет после свадьбы он взял Арзуманд Бану в младшие жены. Девятнадцать лет они счастливо прожили вместе. Но в 1631 г. Мумтаз-Махал («Сокровище дворца»), как прозвали ее, умерла во время родов четырнадцатого ребенка. По преданию, Шах-Джахан рыдал 8 дней, закрывшись в своих покоях. Лишь одна мысль занимала его: он мечтал возвести для своей скончавшейся жены самый роскошный мавзолей, подобных которому никогда не было на свете.

Строительство Тадж-Махала началось в 1632 г. Официально он был завершен в 1648 г., хотя, на самом деле, работы продолжались еще вплоть до 1654 г. Вообще, за время правления Шах-Джахана был воздвигнут целый ряд зданий, считающихся шедеврами индоисламской архитектуры, например, Джами-Масджид (Соборная мечеть) в Дели. Но на этот раз он превзошел самого себя. Для сооружения Тадж-Махала использовались лучшие материалы. Ради любимой жены император не жалел никаких драгоценностей. Некий английский путешественник, побывавший в Агре в 1632 г., писал, что к золоту и серебру здесь относятся, как к простому металлу, а мрамор ценят не больше обычных камней.

На строительстве мавзолея постоянно трудились 20 тыс. художников и ремесленников, каменотесов и рабочих. Несметные суммы тратились на этот памятник великой любви, а потому император вновь и вновь повышал налоги, чтобы собрать с подданных деньги, в которых чрезвычайно нуждался, воплощая свою мечту. Между тем, недовольство все заметнее зрело в народе, и этим воспользовался сын Шах-Джахана, Аурангзеб (1618-1707). В 1658 г. он поднял мятеж против отца, лишил его власти и заточил в крепость — в Красный форт в Агре. Лишь одна радость оставалась старику, бывшему когда-то императором великой державы: из окон форта он мог часами любоваться Тадж-Махалом. Когда-то он мечтал построить на другом берегу Джамны точно такой же мавзолей из черного мрамора, в котором намеревался обрести последний покой и сам. Мост должен был соединить обе усыпальницы. Но этим надеждам не суждено было сбыться. По распоряжению Аурангзеба покойный правитель был погребен рядом со своей любимой женой — с Мумтаз-Махал, ведь только с ней он мог быть счастлив.

АРХИТЕКТУРА

Восьмигранное здание Тадж-Махала возведено на квадратном постаменте, по углам которого расположились четыре стройных минарета, взметнувшиеся ввысь на сорок с лишним метров. Венчает эту постройку высотой более 30 м огромный луковичный купол. По традиции, он опирается на барабан и кажется от этого только выше. Высота купола — 44 м — точно соответствует ширине здания, что и производит необычайно гармоничное впечатление.

Форма главного купола повторяется в образе двух расположенных за ним небольших куполов, венчающих соседние павильоны. Крохотными куполами завершаются и минареты, и восемь маленьких башенок, сооруженных по углам мавзолея. Центральный портал оканчивается громадной стрельчатой апсидой (айваном). Ее форма опять же воспроизводится в облике небольших апсид, расположенных в два яруса по сторонам мавзолея. Все части здания выполнены из белого мрамора и украшены изящными интарсиями из драгоценных камней. Орнаменты из ярких цветов оживляют айваны, стены же мавзолея покрыты изящно выписанными стихами Корана.

В полуденные часы залитое солнечным светом здание Тадж-Махала сверкает ослепительной белизной, в то время как по утрам поблескивает нежными золотистыми тонами, а в вечерних сумерках погружается в пурпур или розовую пастель. Когда же в долину реки Джамны опускается завеса тумана, кажется, что величавый мавзолей медленно взмывает над землей.

Перед Тадж-Махалом разбит великолепный сад, раскинувшийся на территории площадью 300 х 300 м. Исполненный чудной симметрии, он призван явить на земле подобие райского сада. Прямо перед мавзолеем, еще сильнее приковывая к нему взоры посетителей, тянется огромный бассейн. Все четыре минарета слегка наклонены в сторону Тадж-Махала.

Внутри Тадж-Махала царит полутьма. Лишь свет, проникающий сюда сквозь мраморные решетки окон, слегка рассеивает ее. Царственные супруги, Шах-Джахан и Мумтаз-Махал, погребены посреди мавзолея, покоясь глубоко под землей (это место отмечает восьмигранная мраморная ограда). В самом же зале установлены два пустых надгробия-кенотафа, выполненные в виде саркофагов. Изящные интарсии из драгоценных камней украшают и их стены, сплетаясь в виде узора из цветов. Именно вокруг кенотафов и сооружена ажурная ограда в форме восьмигранника; решетки ее покрыты изображениями вьющихся растений и цветов. Внутренняя отделка мавзолея кажется филигранной.

Вверх страницы