Сфинкс

52В греческой мифологии Сфинкс — это чудовище, наполовину женщина, наполовину лев. Сфинкс поселился на скале около города Фивы и заставлял всех путников, проходивших мимо, отгадывать загадку; тех же, кто не мог дать правильного ответа, он убивал. Когда же будущий правитель Фив, Эдип, разрешил загадку Сфинкса, чудовище бросилось со скалы в море. В благодарность народ провозгласил Эдипа царем, и тот — ничего не подозревая — стал мужем родной матери. Историки до сих пор не знают, родился ли этот эллинский миф под впечатлением странной статуи с туловищем льва и лицом человека, увиденной когда-то в Египте, или же греки назвали статую именем памятного им сызмальства чудовища из легенды. Можно с уверенностью сказать лишь одно: Большой сфинкс из Гизы продолжает загадывать людям загадки.

ОПИСАНИЕ

Статуя Сфинкса вырублена из скалы, что служила египтянам каменоломней — отсюда они добывали материал для строительства пирамид. Большая часть его туловища состоит из одного цельного куска скалы; лишь отдельные детали фигуры, например, лапы, сложены из камня. Голова статуи высоко вздымается над окружающей местностью, тогда как остальную часть монумента не раз заносило песком. Когда-то Сфинкс поражал своей красочной расцветкой; со временем от нее не осталось и следа.

Итак, у Большого сфинкса — туловище льва, а голова одного из египетских правителей, поскольку ее украшает голубой каменный платок, который традиционно носили фараоны. Другие приметы царственного лика, неизменные атрибуты изображения фараона, — искусственная борода клинышком и урей (священная кобра, хранительница царской власти на земле и небе), вздымающийся надо лбом — со временем были утрачены, как был отколот и нос статуи.

Между передними, далеко вытянутыми лапами Сфинкса располагается плита с иероглифической надписью. Ее повелел оставить в 1410 г. до н. э. фараон Тутмос IV (1425-1386 гг. до н. э.), по распоряжению которого статуя, почти занесенная песком, снова была откопана. Надпись гласит, что однажды, отправившись на охоту, Тутмос заснул возле заброшенного монумента. Во сне он увидел статую и услышал голос бога Солнца, который обещал, что дарует юному царевичу великую власть, если тот спасет его образ, погребенный ныне под толщей песка.

Тутмос исполнил просьбу. Однако спасение оказалось недолгим. В римскую эпоху, по-видимому, в годы правления императора Септимия Севера (146-211), статую пришлось огородить стеной, защищавшей ее от накатывавшихся песчаных валов. Тем не менее, путешественники, бывавшие здесь в XVI в., могли лицезреть только голову этой загадочной фигуры. Теперь ее лик отчасти обезображен, поскольку арабы в XV в., а позднее и турецкие мамлюки, не раз предпринимали постыдные попытки уничтожить языческого идола.

ИСТОЛКОВАНИЕ

Греки наделяли Сфинкса обликом женщины, в то время как для египтян он неизменно оставался мужчиной. По мнению египтологов, в образе Сфинкса жители нильской страны с древнейших времен изображали фараонов. Ученые уверенно полагают, что Большой сфинкс в Гизе наделен чертами фараона Хефрена. В то же время в его облике воплощен еще и бог Солнца Ре (Ра), как невольно свидетельствует надпись на плите, оставленной в эпоху Тутмоса. Между прочим, в пору правления того же фараона Хефрена царей Египта считали земным воплощением солнечного божества. Остается добавить лишь, что взор Сфинкса обращен на восток — в сторону восходящего Солнца.

В 1925 г. неподалеку от храма Хефрена, менее чем в 10 м от лап Сфинкса, был обнаружен еще один неоконченный храм. Размеры его основания составляли 52,5 х 44,7 м. Посреди него располагался большой внутренний двор, в котором, предположительно, высились десять огромных статуй Хефрена. Судя по тому, что двор был открыт и вытянут с востока на запад, здесь, как полагают историки, проводились какие-то ритуалы, посвященные богу Солнца. По-видимому, эти празднества были тесно связаны и со Сфинксом. Соседний храм, вероятно, сторожили две большие статуи Сфинкса (или же фигуры львов).

В эпоху Нового царства (около 1540-1069 гг. до н. э.) были созданы изображения сфинксов с головами животных, — например, сфинксы с телом льва и головой барана, образующие аллею, которая соединяет храмы в Луксоре и Карнаке. Теперь эти скульптуры стали атрибутом нового египетского бога — Амона, чьим священным животным как раз считался баран. Небольшая фигурка царя, расположенная на груди каждого из сфинксов, связывает эти статуи с культом фараона. Сфинксы же с головой сокола, наоборот, напоминают о другой царственной ипостаси — о «солнечном соколе» Горе.

О времени правления Хефрена (он находился у власти с 2522 по 2489 гг. до н. э.) мало что известно. По-видимому, в стране царил тогда мир. Поэтому египтяне могли беспрепятственно снаряжать экспедиции в Нижнюю Нубию за золотом и камнем. Геродот (484-425 гг. до н. э.), правда, не очень тепло отзывается и о Хефрене, и о Хеопсе, однако достоверность этого рассказа знаменитого греческого историка сомнительна. Прекрасный храм Хефрена, возведенный из тщательно отполированного розового гранита (когда-то внутри этого святилища высились громадные статуи фараона), свидетельствует о том, что египетского царя, очевидно, снедало желание донести до потомков свой облик, ведь пирамида, какой бы громадной она ни была, не могла навечно сохранить черты этого честолюбивого правителя.

Вверх страницы